Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/173

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


проведеніи границъ. Вслѣдствіе этого, король назначилъ знатныхъ коммисаровъ для этой цѣли: Мельхіора (Гедройца) епископа жмудскаго, Яна Волминскаго каштеляна полоцкаго, и Вацлава Агрипу нотаріуса великаго княжества литовскаго[1]. Но коммисары не пришли ни къ какому соглашенію. Ибо литовцы хотѣли получить обратно населенную землю на 30 миль въ длину и готовы были присягнуть, что этою землею владѣли ихъ предки съ древнѣйшихъ временъ, но доказать документами этого не могли: не было того въ обычаѣ у литовскаго рыцарства. Курляндцы же доказали свое право на владѣніе грамотами и печатями, данными за полтораста лѣтъ тому назадъ. Обѣ стороны такъ и разошлись съ досадою другъ на друга, и дѣло отложили.

Въ ноябрѣ 1583 г. король получилъ извѣстіе, оказавшееся вѣрнымъ, что турки королевскаго посла и конющаго Полидовскаго (Подледовскаго) убили и всю его свиту порубили на кусочки, кромѣ небольшого мальчика, которому удалось чудеснымъ образомъ спастись и потомъ бѣжать оттуда. Вскорѣ послѣ того султанъ прислалъ къ королю посла съ письмами, въ которыхъ извинялся, что ничего не знаетъ о случившемся, но разузнаетъ про все обстоятельно и тогда пришлетъ знатное посольство, которое и донесетъ королю обо всемъ подробно. Между тѣмъ король послалъ одного своего придворного дворянина къ великому хану переговорить о томъ, чтобы ханъ прекратилъ безпрерывные набѣги крымскихъ татаръ на польскія земли. Всѣ татары главнѣйшимъ образомъ суть троякіе: во первыхъ, казанскіе и астраханскіе. Этимъ татарамъ за нѣсколько лѣтъ предъ тѣмъ московитъ причинилъ великій ущербъ и завоевалъ все астраханское царство. Другіе татары — это перекопскіе. Они живутъ далеко отъ Польши и потому не могутъ много вредить ей. Но крымскіе татары граничатъ съ Подоліею, разсѣлившись отъ Кіева вдоль по Днѣпру до Чернаго моря. Эти то татары производять частые набѣги: переправляются чрезъ Днѣпръ, жгутъ, грабятъ и бѣгутъ назадъ за Днѣпръ.

У этихъ крымскихъ татаръ богатая и плодоносная земля, но они ее вовсе не обрабатываютъ, живя исключительно грабежемъ. Въ 1581 году, около Троицы, когда воевода Черкасскій (Вишневецкій) съ помощію князя Острожскаго разбилъ татаръ (какъ о томъ выше упомянуто), то мы прощли знатную часть ихъ земли, но нашли все въ ней необитаемымъ и запустѣлымъ. Трава тамъ растетъ такая высо-

  1. Въ ливонткой хроникѣ Давида Хитреуса (Лейпцигъ, 1594) на стр. 77 означенъ коммисаромъ сверхъ того Станиславъ Нарушевичъ, инстигаторъ виленскій. Со стороны Курляндіи и Семигаліи коминсарами были: бургграфъ Вильгельмъ Эфернъ, Гергардъ Нольде, Михаилъ Брунау и Юрій Тизенгаузенъ. Комисары эти, по четыре съ каждой стороны, и должны были отграничить земли литовскаго великаго княжества отъ земель герцогства курляндскаго и семигальскаго. Прим. пер.