Страница:Тухолка С. Оккультизм и магия.djvu/6

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

ясновидѣнія, явленія умирающихъ, отгадыванія мыслей и проч. Онъ получилъ нѣсколько тысячъ писемъ. Многіе изъ фактовъ онъ провѣрилъ и затѣмъ опубликовалъ болѣе 300 изъ этихъ писемъ въ своемъ сочиненіи «L’inconnu et les problèms psychiques», при чемъ сказалъ, что свидѣтельства достовѣрныхъ лицъ заставляютъ признать эти факты такъ же, какъ мы признаемъ историческіе факты на основаніи мемуаровъ, историческихъ сочиненій и проч. Иначе можно-де отрицать и всю исторію.

Оккультисты стремятся проникнуть въ психическій міръ человѣка, принимая за основаніе изслѣдованій существованіе души.

Между тѣмъ психологія, которая основывается на физіологіи, осуждена на безплодность, ибо нельзя объяснять явленія духа, не зная сущности духовной жизни. Спенсеръ, представитель точной науки, въ своей «Psychologie» прямо говоритъ, что нельзя объяснить сущность зарожденія человѣческой мысли и соотношеніе ея съ мозгомъ.

При этомъ Спенсеръ признаетъ существованіе явленій особаго нефизическаго порядка, но отказывается даже изслѣдовать ихъ сущность, утверждая, что это область «непознаваемаго»—unknowable, т. е. для насъ недоступная.

Итакъ оккультисты стараются проникнуть за ту черту, которую позитивная наука добровольно провела передъ собой, какъ границу своихъ изслѣдованій.

Однако оккультизмъ далекъ отъ отрицанія научныхъ данныхъ. Наоборотъ, онъ стремится поставить свои выводы въ связь съ наукой и часто вноситъ въ психическій міръ тѣ понятія, которыя уже составляютъ достояніе физическихъ наукъ.

Оккультизмъ рѣшительно отрицаетъ существованіе чего-нибудь сверхъестественнаго въ мірѣ. Нужно признать, что вообще этотъ терминъ весьма неудаченъ: все, что существуетъ или происходитъ, тѣмъ самымъ уже входитъ въ число естественныхъ явленій.

Тот же текст в современной орфографии

ясновидения, явления умирающих, отгадывания мыслей и проч. Он получил несколько тысяч писем. Многие из фактов он проверил и затем опубликовал более 300 из этих писем в своем сочинении «L’inconnu et les problèms psychiques», при чём сказал, что свидетельства достоверных лиц заставляют признать эти факты так же, как мы признаем исторические факты на основании мемуаров, исторических сочинений и проч. Иначе можно-де отрицать и всю историю.

Оккультисты стремятся проникнуть в психический мир человека, принимая за основание исследований существование души.

Между тем психология, которая основывается на физиологии, осуждена на бесплодность, ибо нельзя объяснять явления духа, не зная сущности духовной жизни. Спенсер, представитель точной науки, в своей «Psychologie» прямо говорит, что нельзя объяснить сущность зарождения человеческой мысли и соотношение её с мозгом.

При этом Спенсер признает существование явлений особого нефизического порядка, но отказывается даже исследовать их сущность, утверждая, что это область «непознаваемого»—unknowable, т. е. для нас недоступная.

Итак оккультисты стараются проникнуть за ту черту, которую позитивная наука добровольно провела перед собой, как границу своих исследований.

Однако оккультизм далек от отрицания научных данных. Наоборот, он стремится поставить свои выводы в связь с наукой и часто вносит в психический мир те понятия, которые уже составляют достояние физических наук.

Оккультизм решительно отрицает существование чего-нибудь сверхъестественного в мире. Нужно признать, что вообще этот термин весьма неудачен: всё, что существует или происходит, тем самым уже входит в число естественных явлений.