Страница:Фет, Афанасий Афанасьевич. Мои воспоминания. Том 2.djvu/126

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


  
— 118 —

и разодрать его сверху, то окажется въ серединѣ сердцевина, которая, въ теплые дни поднявшись изъ земли, снова весело зеленѣетъ. Озимь, можно сказать, не боится морозовъ, зато застывшая на ней корою дождевая вода, если не изноетъ весною подъ снѣгомъ отъ теплыхъ дождей, — является величайшимъ врагомъ осеннихъ посѣвовъ. Можно подумать, что нагрѣтая сквозь ледъ земля развиваетъ теплоту, не имѣющую исхода, и молодое растеніе въ ней задыхается и сопрѣваетъ.

На этотъ разъ ржаное поле представилось мнѣ покрытымъ не мѣдными, а серебряными звѣздами. Передавъ возжи женѣ, я въ разныхъ мѣстахъ сталъ кнутовищемъ выкапывать ржаные кусты и тутъ же разрывать ихъ сердцевину. Увы!— сколько я ни повторялъ опыта, я всюду добывалъ безжизненный корень, вродѣ небѣленой нитки. Ждать урожая, очевидно, было уже невозможно. Съ небольшихъ оазисовъ мы едва собрали осенью сѣмена и ржи для собственнаго продовольствия. Замѣчатѳльно, что вокругъ ржаныхъ оазисовъ все поле покрылось не лебедой, неохотно поѣдаемой крупнымъ скотомъ, а какою то густою и кудрявою травой, которую скотъ ѣлъ всю зиму съ величайшимъ удовольствіемъ.

Боткинъ писалъ отъ 27 апрѣля 1867 г. изъ Петербурга:

„Милые друзья, на дняхъ получилъ ваше письмо и особенно благодарю тебя, милая Маша, за то, что ты потрудилась написать мнѣ. Твои письма — увы! рѣдкія — гораздо больше отражаютъ въ себѣ Степановку. Фетъ же особенно занятъ теперь разрѣшеніемъ Спасскаго вопроса. Такъ какъ дѣло это не касается до меня лично, и я смотрю на него со стороны, то поэтому и отношусь къ нему съ большимъ безпристрастіемъ. Что дѣла по управленію Ник. Ник. находятся въ величайшемъ безпорядкѣ, это для меня не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію. Не подлежитъ для меня сомнѣнію и то, что Иванъ Серг. сдѣлалъ Ник. Ник. большое одолженіе, поручивъ ему управленіе своими имѣніями, каковое управленіе Ник. Ник. велъ весьма плохо и безпорядочно, потому что онъ старъ, медлителенъ и лѣнивъ, и давно уже не годится на это дѣло. Да если бы и годился, всетаки Иванъ Серг. имѣлъ несомненное право взять другаго управляющаго, который приметъ