Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

него христианского коммунизма оказалась неспособной пре­одолеть классовые противоположности своего времени, то она сама приводила к развитию новой противоположности классов. Благодаря тому, что сила и братство первых хри­стианских общин все увеличивались, из их неограниченного самоуправления вырос господствующий класс—духовенство, по отношению к которому класс рядовых членов мало-по­малу попадал в подчиненное положение. У тех несчастных и бедняков, из которых рекрутировались первые общины, не было достаточной дальновидности и силы для того, чтобы сохранить демократический строй общин. Епископы при­обретали все большую независимость от своих избирателей, и уже в третьем веке почти повсюду общины сохранили только одно право—утверждать чиновников церкви.

Духовенство организовалось в замкнутую корпорацию, которая была самопополняющейся корпорацией и по своему усмотрению располагала церковным имуществом.

Рука об руку с этим шло сплочение первоначально со­вершенно самостоятельных отдельных общин в один боль­шой союз, в общую церковь. Одинаковые воззрения, оди­наковые цели, одни и те же гонения уже давно приводили отдельные общины к сношениям друг с другом при помощи делегатов и посланий; к концу второго столетия церкви от­дельных провинций уже образовали более или менее устой­ чивые союзы, в которых верховными учреждениями были съезды (соборы) их делегатов, синоды епископов, и уже в 325 году в Никее состоялся первый имперский съезд. Господствующее положение на соборах занимали епископы, являвшиеся представителями наиболее сильных и богатых обшин, и таким образом епископ Рима оказался, в конце-концов, во главе христианского мира.

Все это развитие сопровождалось великой борьбой про­тив государственной власти, которая не хотела допустить нового государства в государстве, борьбой между отдель­ными организациями и внутри организаций, борьбой между духовенством и народом, при чем победа обыкновенно оста­валась на стороне духовенства. Но среди этой борьбы хри­стианская церковь превратилась в организацию, которая со­средоточивала в себе все, что еще оставалось в античном
23