Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

обще. Чтобы использовать сельскохозяйственное производ­ство в качестве источника денег, она разоряла крестьянский класс, захватывала общинные леса и общинные выгоны, про­гоняла крестьян с земли или грабила их самым беспощад­ным образом. Нехорошо стало житься под жезлом. Расту­щая алчность заставляла также церковь все больше огра­ничивать попечение о бедных; натуральные доходы, избыт­ки которых раньше охотно предоставлялись ею на это дело, так как сама она была не в состоянии потребить их, пре­вратились теперь в торговые товары, и порожденное этим корыстолюбие захватило и церковь.

Если она становилась, таким образом, все более нена­вистной для крестьянского класса, то не снискала она друж­бы и поднимавшейся в то время буржуазии. Как бы ни пре­небрегала она попечением о бедных, все же она не могла забросить его совершенно,—иначе она утратила бы всякую опору в массах. Она все еще представляла некоторое предо­хранительное сооружение против обнищания масс, про­летаризация которых, производимая капиталом, все еще ка­залась последнему недостаточно быстрой. Пока неимущий получал от церкви хотя бы скудную милостыню, он еще не отдавался капиталистической эксплоатации со всеми сво­ими потрохами. Кроме того, капиталистические праздники были бельмом на глазу для расцветавших городов; чем мно­гочисленнее становились эти праздники, тем резче противо­речили они капиталистической мудрости, согласно которой рабочий не работает для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы работать.

Но, что в особенности важно, новый способ производ­ства уже не нуждался в церкви, как наставнице и руково­дительнице. Он создал для себя собственное образование и науку; он создал также и собственные органы управления. Духовенство осталось необходимым только для деревни,—как еще и теперь в отсталых странах, ему приходится вы­полнять некоторые государственные задачи, напр., вести регистрацию браков, рождений и т. д. В 16-м веке приход­ское духовенство оставалось еще экономически необходи­мым, и никто не думал об его устранении. Но тем решительнее выступил юный капитал против двух других сил церкви,
38