Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
3. Германская реформация.

После всего этого можно сказать, что реформация, са­мой главной ареной которой сделалась Германия, в извест­ном смысле была борьбой варварства против цивилизации. Однако, хотя никогда не следует упускать из вида этой связи, без чего невозможно правильное понимание великих переворотов 16-го века, тем не менее это не должно приво­дить нас к низкой оценке реформации не только в историче­ском, но, как само собою разумеется, и в моральном отно­шении.

Если германские гуманисты стали на сторону католи­цизма, чтобы спасти цивилизацию от угрожавшей ей опас­ности, то они проглядели, что католическая культура зи­ждется на эксплоатации и невежестве народных масс, что Германии в особенности суждено оставаться бедной и не­вежественной, если в Италии под защитой папской власти будут процветать искусства и науки, что только победа германского варварства над романской образованностью в состоянии открыть путь для исторического подъема герман­ской нации. К этому присоединилось еще то обстоятель­ство, что гуманисты, как ревностнейшие поборники совре­менного абсолютизма, в глубине души ненавидели рефор­мацию, как движение масс; у них не было никакого инте­реса и ни малейшего понимания потребностей масс; рево­люционный поток скоро отбросил их на острова мертвых, на острова бесславного забвения. Только немногие из них, напр., великие поэты Данте и Петрарка в Италии, великий сатирик Рабле во Франции, великий мыслитель Мор в Англии, — первый новейший социалист, — и великий борец Гуттен в Германии, получили бессмертие в своих произве­дениях.

Историческое развитие примкнуло не к гуманизму, а к германской реформации. В Германии все классы населения одинаково тяжко страдали от папской эксплоатации, и эта тяжесть возрастала тем больше, чем более папство всей си­лой своих эксплоататорских способностей обрушивалось на
43