Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



7. Но что такое мимическая черта въ своемъ основаніи? Это не что иное, какъ привычка мускуловъ выражать какое-нибудь, часто повторяемое, душевное движеніе, и выражать при томъ съ тою особенностью, съ которою это душевное движеніе совершается въ томъ или другомъ человѣкѣ. Безчисленное множество личныхъ мускуловъ даетъ человѣку возможность безконечнаго множества оттѣнковъ самыхъ тонкихъ особенностей чувства. Эти оттѣнки до того тонки и неуловимы, что для выраженія какого-нибудь изъ нихъ словами потребовался бы цѣлый романъ, цѣлая исторія души человѣческой. Наши выраженія — горькая или презрительная улыбка, гордое или униженное, заискивающее выраженіе глазъ и т. п., далеко не выражаютъ всего разнообразія мимическихъ движеній, обозначая, такъ сказать, только цѣлыя семейства ихъ, и никакъ не доходя до безконечнаго разнообразія индивидуальныхъ выраженій. Та или другая мимическая черта, вызываемая сначала сознательнымъ чувствомъ, нерѣдко обращается потомъ въ безсознательную привычку, вслѣдствіе частаго повторенія тѣхъ ощущеній, которыя ею выражаются, и, такимъ образомъ, дѣлается тѣлесною особенностью человѣка. Нѣтъ сомнѣнія, что эта тѣлесная особенность, пріобрѣтенная человѣкомъ въ теченіе жизни, выражается не только въ мускулахъ, но и въ нервахъ управляющихъ сокращеніями этихъ мускуловъ, и даже болѣе въ нервахъ, чѣмъ въ мускулахъ, движеніе которыхъ и самое развитіе зависятъ отъ нервовъ. Какъ отпечатлѣвается эта особенность въ нервахъ, физіологія не знаетъ; но необыкновенная тонкость и сложность нервнаго организма, равно какъ и измѣнчивость его подъ вліяніемъ жизни, указываютъ намъ на возможность такихъ отпечатковъ подъ вліяніемъ привычки; и эти отпечатки, будучи недоступны непосредственнымъ наблюденіямъ, тѣмъ не менѣе, выражаются въ дѣятельности мускуловъ и мимикѣ.

8. Теперь мы подошли нѣсколько ближе къ рѣшенію вопроса: въ какой формѣ передаются наслѣдственныя наклонности? Но чтобы рѣшить его окончательно, мы должны признать здѣсь доказаннымъ еще другой, уже не физіологическій, а чисто психическій законъ, который мы надѣемся вывести и

    зоваться этимъ, всегда драгоцѣннымъ зерномъ, отдѣливъ отъ него шелуху фантазій и преувеличеній, столь свойственныхъ человѣку на всѣхъ ступеняхъ его развитія. Эта увѣренность въ наслѣдственности выражается у разныхъ народовъ различно: въ Китаѣ казнятъ дѣтей за преступленія отца; въ Индіи убѣжденіе это выразилось въ окаменѣлыхъ кастахъ; въ Греціи — въ судьбѣ знаменитыхъ родовъ, и т. п. Христіанство было великимъ переворотомъ въ исторіи этого всемірнаго убѣжденія.