Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/914

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 765 —


Вся история, с начала до конца, повествует о бесчисленных войнах, и эта же тема составляет предмет как всех древнейших произведений изобразительного искусства, так и многих новейших. Но источник всякой войны — воровской инстинкт, и Вольтер прав, когда говорит: dans toutes les guerres il ne s’agit que de voler. Как только какой-нибудь народ почувствует избыток сил, он начинает нападать на соседей, стремясь, вместо того чтобы жить собственным трудом, присвоить себе плоды их труда, — те ли только, которые сейчас налицо, или если он одолеет, то и будущие. Это и есть содержание всемирной истории и ее геройских подвигов. В особенности следовало бы французским словарям, сказавши сначала под gloire, что нужно, насчет славы артистической и литературной, затем, при gloire militaire, просто указывать: voyez butin (см. добыча).

Впрочем, что касается двух очень религиозных народов, индусов и египтян, то кажется, что они, когда чувствовали избыток сил, обыкновенно тратили его не на хищнические набеги или геройские подвиги, а на постройки, которые пережили тысячелетия и поддерживают почетную о них память.

К указанным выше существенным несовершенствам истории присоединяется еще и то, что муза истории Клио так же насквозь заражена ложью, как уличная проститутка — сифилисом. Правда, новая историческая критика всячески старается ее вылечить, но, действуя местными средствами, справляется только с отдельными, то там, то здесь выступающими симптомами, причем иногда дело не обходится и без шарлатанства, которое еще ухудшает болезнь. Более или менее это можно сказать о всей истории — само собою разумеется, за исключением священной. Я думаю, что события и личности в истории на действительно бывшие походят приблизительно так, как обыкновенно портреты писателей на заглавных гравюрах походят на писателей самих: есть кое-что общего в очертаниях, но вообще — сходство слабое, часто одною какой-нибудь неверной чертою искажаемое совершенно; а иногда нет и никакого сходства.

Газеты — секундная стрелка истории. Но стрелка эта по большей части не только из менее благородного металла, чем обе другие, но и редко ходит правилно. — Так называемые „руководящие статьи“ в газетах, это — хор в драме текущих событий. Преувеличение всякого рода так же характерно для газетного писательства, как для драматического искусства: из каждого случая здесь требуется сделать как можно больше. Поэтому все газетчики уже по своему ремеслу — алармисты; это — прием, которым они стараются возбуждать к себе интерес. Они напоминают этим тех собачек, которые, чуть вблизи что шевельнется, тотчас поднимают громкий лай. Согласно с этим