Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. II (1910).pdf/552

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 543 —

сыновья обыкновенно — старшие, рожденные в период полной силы обоих родителей: так и брат Канта был моложе его на одиннадцать лет. Даже из двух выдающихся братьев обыкновенно выше стоит старший. Впрочем, не только старость, но и всякий временный отлив жизненной силы и всякое иное расстройство здоровья у родителей в период деторожения может испортить наследие как одного, так и другой, и воспрепятствовать появлению выдающегося таланта, которое именно поэтому и столь редко. Кстати замечу — отсутствие всех, только что названных, моментов различия у близнецов является причиной того, что их внутреннее существо почти совершенно тождественно.

Если и можно указать отдельные случаи, когда даровитый сын не имел умственно одаренной матери, то объясняется это тем, что такая мать сама имела флегматического отца, почему ее необычайно развитой мозг не находил себе надлежащего возбуждения в соответственной энергии кровообращения, — условие, которое я рассмотрел выше, в 31-ой главе. И все-таки ее высоко-совершенная нервная и мозговая система перешла бы в наследие к сыну, если бы он получил в отцы человека живого и страстного, с энергичным сердечным толчком, т. е. если бы появилось другое соматическое условие для крупной умственной силы. Может быть, именно таков был случай Байрона: ведь мы нигде не находим упоминания об интеллектуальных качествах его матери. Это же объяснение применимо и к тому случаю, когда умственно даровитая мать гениального сына сама родилась не от даровитой матери: вероятно, отец последней был флегматиком.

Дисгармонические, неровные, неустойчивые черты в характере большинства людей вероятно объясняются тем, что каждый индивидуум имеет не однородное происхождение, а волю наследует от отца, интеллект же — от матери. Чем разнороднее и несоизмеримее друг с другом были его родители, тем сильнее будет эта дисгармония, этот внутренний разлад. В то время как у одних людей выдается сердце, у других — голова, есть еще и такие, все достоинство которых заключается в известной гармонии и единстве всего их существа; а возникают последние в силу того, что у этих людей сердце и голова так удачно приспособлены друг к другу, что они взаимно поддерживают и выдвигают одно другую; это заставляет предполагать, что родители таких людей особенно соответствовали и подходили друг к другу.

Подходя к физиологической стороне изложенной теории, я укажу только, что Бурдах, который ошибочно принимает, будто