Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/276

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 273 —

против, другая часть, находившаяся во время созерцания черного креста в бездействии и тем восстановившая свои силы, может быть вызвана к полной деятельности даже при посредстве почти незаметного, производимого серой поверхностью, раздражения. Следовательно, части ретины ни в каком случае не выполняют свои функции поочередно, как можно подумать, т. е. таким образом, что часть, находившаяся в бездействии, в состоянии самопроизвольно перейти к действию, так как, если мы, посмотрев на черный крест на белой поверхности, закроем глаза или обратим взор на совершенно черную плоскость, то полученный вид нисколько не перевернется; мало того, впечатление, полученное ретиной вначале, некоторое время продолжится, о чем упоминает и Гете (том I, ч. I, § 20). При этом опыте легко можно впасть в ошибку, если не прикрыть закрытые глаза рукой: свет, проникая сквозь ресницы, действует подобно серой поверхности, следовательно, представляет обратный вид; что этот вид на самом деле зависит от внешнего света, очевидно из того, что, как только мы прикроем глаза рукою, он тотчас становится натуральным. Явление это было уже исследовано Франклином и в сходных выражениях изложено во II-м томе сочинения Гете, стр. 579. Очевидно, то же самое явление вовлекло в ошибку Фицина, который, стараясь опровергнуть вышеизложенный опыт, говорит в своей „Оптике“ (§ 122), что вид превращался у него даже при закрытых глазах; основываясь на таком ложном утверждении, он начинает вслед за тем излагать собственные мнения относительно происхождения физиологических цветов, примешивая к ним мои.

§ 5.
Деятельность ретины по качеству разделенная на две части.

Не подлежащее сомнению интенсивное и экстенсивное разделение деятельности ретины, изложенное выше, может быть обозначено одним общим термином количественного деления. Теперь же я докажу, что деятельность ретины можно разделить еще другим способом, совершенно отличным от прежних, именно — по качеству, и что такое деление возникает всякий раз, когда глазу представляется известный цвет. Но, чтобы более последовательно перейти к новому способу деления, возвратимся к изложенному в предыдущем параграфе явлению.

Итак, если смотреть, конечно, не очами разума, на белый круг, нарисованный на черной поверхности, затем внезапно обратить глаза на темное или серое место, то представится черный круг на белой поверхности; мы уже исследовали, что это явление происходит в силу экстен-