Страница:Элиза Брайтвин. Дружба с природой. В русском изложении Дм. Кайгородова, 1897.djvu/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
17
Дружба с природой


КРОТЪ.

РЕДКО кому удается видѣть живого крота, потому что жизнь его, какъ извѣстно, протекаетъ подъ землей. Однако иногда нѣтъ-нѣтъ, да и случится застать врасплохъ этого курьезнаго звѣрька, въ то время, когда ему вздумается выглянуть изъ-подъ земли на свѣтъ Божій.

Какъ-то разъ, бродя въ одинъ изъ лѣтнихъ вечеровъ по полю, я услыхала какой-то своеобразный шорохъ на днѣ высохшей канавы. Подойдя поближе, я увидѣла, что сухая трава приподнимается и подъ нею шевелится что-то черное. Присмотрѣвшись хорошенько, я тотчасъ же догадалась, что это виднѣется бархатистая шубка крота. Я рѣшилась сдѣлать попытку поймать «господина землекопа», хотя, признаюсь, съ малою надеждой на успѣхъ: мнѣ хорошо было извѣстно, съ какою неимовѣрною быстротой зарывается кротъ въ землю, при малѣйшей угрожающей ему опасности. Осторожно подкравшись и присѣвъ на землю, я напряженно слѣдила за движеніями звѣрька, выжидая удобнаго момента, и мнѣ дѣйствительно посчастливилось схватить его быстрымъ движеніемъ руки. Однако теперь я находилась въ большомъ затрудненіи — что съ нимъ дальше дѣлать; онъ же изо всѣхъ силъ старался вырваться изъ моей руки. Мнѣ не оставалось ничего больше, какъ завернуть его въ одинъ изъ концовъ моей кружевной шали и пуститься бѣгомъ домой. Но, — увы! — вскорѣ кротъ началъ немилосердно терзать и рвать въ клочки мою прекрасную дорогую шаль… Однако дѣлать было нечего — буянъ долженъ былъ быть доставленъ домой, гдѣ онъ тотчасъ же, предварительно, былъ посаженъ въ небольшой холщовый мѣшокъ, который я сверху крѣпко зажала рукой. Ужъ какъ онъ тамъ, бѣдняжка, бился и все искалъ своею острою мордочкой выхода!

Вскорѣ затѣмъ мой плѣнникъ былъ помѣщенъ въ ящикъ, обитый внутри жестью и наполненный землей, въ которую было, предварительно, впущено десятка два земляныхъ червей. Также я не забыла помѣстить въ ящикъ и небольшой сосудъ съ водой.

Непріятно было смотрѣть, какъ кротъ поѣдалъ червей: онъ бросался на нихъ, словно тигръ на добычу, и, схвативъ зубами, рвалъ на части и пожиралъ. У кротовъ вообще всегда такой ненасытный аппетитъ, что они очень скоро погибаютъ, если даже не надолго остаются безъ пищи.

Меня очень интересовало понаблюдать нѣкоторое время за этимъ звѣрькомъ. Утренній свой туалетъ онъ продѣлывалъ съ необыкновенною заботливостью и аккуратностью; черная бархатистая шубка самымъ тщательнымъ образомъ выглаживалась и вылизывалась тонкимъ розовымъ язычкомъ, хотя я никогда не могла открыть на ней никакихъ слѣдовъ приставшей земли или пыли.

Спустя нѣсколько дней, я выпустила моего плѣнника на свободу. Едва успѣла я положить его на землю, какъ онъ почти немедленно исчезъ подъ ея поверхностью, зарывшись съ невѣроятною быстротой.

Года два спустя, одинъ мой родственникъ, преподававишій естественную исторію въ одной изъ сельскихъ школъ, пожелалъ показать своимъ ученикамъ живого крота. Желая помочь въ этомъ отношеніи моему родственнику, я обратилась къ содѣйствію садовника, который, какъ оказалось, и безъ того уже собирался произвести охоту на одного крота, повадившагося посѣщать нашу теплицу и угрожавшаго своими подземными работами причинить поврежденія молодымъ отводкамъ растеній. Интересъ поимки этого крота


Тот же текст в современной орфографии


КРОТ

РЕДКО кому удаётся видеть живого крота, потому что жизнь его, как известно, протекает под землёй. Однако иногда нет-нет, да и случится застать врасплох этого курьёзного зверька, в то время, когда ему вздумается выглянуть из-под земли на свет Божий.

Как-то раз, бродя в один из летних вечеров по полю, я услыхала какой-то своеобразный шорох на дне высохшей канавы. Подойдя поближе, я увидела, что сухая трава приподнимается и под нею шевелится что-то чёрное. Присмотревшись хорошенько, я тотчас же догадалась, что это виднеется бархатистая шубка крота. Я решилась сделать попытку поймать «господина землекопа», хотя, признаюсь, с малою надеждой на успех: мне хорошо было известно, с какою неимоверною быстротой зарывается крот в землю, при малейшей угрожающей ему опасности. Осторожно подкравшись и присев на землю, я напряженно следила за движениями зверька, выжидая удобного момента, и мне действительно посчастливилось схватить его быстрым движением руки. Однако теперь я находилась в большом затруднении — что с ним дальше делать; он же изо всех сил старался вырваться из моей руки. Мне не оставалось ничего больше, как завернуть его в один из концов моей кружевной шали и пуститься бегом домой. Но, — увы! — вскоре крот начал немилосердно терзать и рвать в клочки мою прекрасную дорогую шаль… Однако делать было нечего — буян должен был быть доставлен домой, где он тотчас же, предварительно, был посажен в небольшой холщовый мешок, который я сверху крепко зажала рукой. Уж как он там, бедняжка, бился и всё искал своею острою мордочкой выхода!

Вскоре затем мой пленник был помещён в ящик, обитый внутри жестью и наполненный землёй, в которую было предварительно впущено десятка два земляных червей. Также я не забыла поместить в ящик и небольшой сосуд с водой.

Неприятно было смотреть, как крот поедал червей: он бросался на них, словно тигр на добычу, и, схватив зубами, рвал на части и пожирал. У кротов вообще всегда такой ненасытный аппетит, что они очень скоро погибают, если даже ненадолго остаются без пищи.

Меня очень интересовало понаблюдать некоторое время за этим зверьком. Утренний свой туалет он проделывал с необыкновенною заботливостью и аккуратностью; чёрная бархатистая шубка самым тщательным образом выглаживалась и вылизывалась тонким розовым язычком, хотя я никогда не могла открыть на ней никаких следов приставшей земли или пыли.

Спустя несколько дней, я выпустила моего пленника на свободу. Едва успела я положить его на землю, как он почти немедленно исчез под её поверхностью, зарывшись с невероятною быстротой.

Года два спустя, один мой родственник, преподававший естественную историю в одной из сельских школ, пожелал показать своим ученикам живого крота. Желая помочь в этом отношении моему родственнику, я обратилась к содействию садовника, который, как оказалось, и без того уже собирался произвести охоту на одного крота, повадившегося посещать нашу теплицу и угрожавшего своими подземными работами причинить повреждения молодым отводкам растений. Интерес поимки этого крота