заботливою рукой. Ея громкое пѣніе и звонкія трели разскажутъ тебѣ объ испытываемыхъ ею восторгѣ и удовлетвореніи. Также совѣтую, чтобы чистка клѣтки и закладка свѣжаго корма всегда производилась однимъ и тѣмъ же лицомъ. Я даже сомнѣваюсь, чтобы прирученіе шло успѣшно безъ соблюденія этого правила. Птица не любитъ перемѣны въ своихъ привычкахъ; она легко становится при этомъ пугливою, и результатъ нѣсколькихъ недѣль ея воспитанія можетъ быть потерянъ въ одинъ какой-нибудь день.
Только тотъ, кто самъ занимался прирученіемъ птицъ, можетъ составить себ понятіе, насколько онѣ являются благодарными за ласковое съ ними обращеніе и внимательный уходъ. Птицы имѣютъ свой собственный языкъ, и мы должны, по возможности, его изучить, если желаемъ оставаться въ тѣсномъ общеніи съ ними. Каждый ихъ простой звукъ, чириканье и различные свисты имѣютъ свой опредѣленный смыслъ, который при внимательномъ наблюденіи не трудно выучиться распознавать. Моя канарейка, напримѣръ, кричитъ съ совершенно ясно опредѣленнымъ выраженіемъ, когда видитъ стоящій на столѣ салатъ; когда же она получитъ одинъ его листикъ, то ея благодарственное нѣжное чириканье имѣетъ уже совершенно иной характеръ. Опять, совсѣмъ иначе звучитъ ея свистъ, когда я кладу ей въ клѣтку кусочки яичной скорлупы; она ихъ чрезвычайно любитъ и выказываетъ это своими радостными звуками, которыми она благодаритъ меня — вопреки хорошимъ манерамъ — съ большимъ кускомъ во рту.
Часто я съ сожалѣнюмъ думаю о бѣдныхъ птичкахъ, которыя иногда часами издаютъ звуки жалобы и просьбы передъ глухими ушами, тщетно ожидая удовлетворенія той или другой настоятельной своей потребности; можетъ-быть, желаемое находится даже совсѣмъ близко и бѣдное животное видитъ его, но невнимательный и погруженный въ свои мысли человѣкъ ничего не слышитъ и не замѣчаетъ. О кормѣ и водѣ, правда, еще заботятся, но какъ часто — ничего больше во весь Божій день, ни даже листочка салата или вѣточки мокрицы, или, наконецъ, столь необходимой для подкрѣпленія косточекъ — яичной скорлупы! Ласковое слово отъ времени до времени много содѣйствуетъ оживленію однообразной жизни милаго созданія, и ты вскорѣ будешь вознагражденъ нѣжнымъ отвѣтомъ и явнымъ проявленіемъ радости. Но такого результата нельзя достигнуть въ одинъ день или въ одинъ мѣсяцъ: онъ возможенъ и достижимъ только путемъ неустаннаго добраго отношенія и терпѣлизаго исполненія обязанностей, чѣмъ, наконецъ, и побѣждается маленькое сердечко и укрепляется въ немъ увѣренность въ твоей къ нему любви и дружбѣ.
Можно легко пріучить птицу, чтобы она ежедневно вылетала изъ клѣтки для купанья и затѣмъ снова въ нее возвращалась, по своей доброй волѣ; но для этого прежде всего требуется терпѣніе. Никогда не слѣдуетъ ловить птицу руками и гонять ее по комнатѣ. Если поставить клѣтку на полъ, насыпавъ въ нее предварительно свѣжаго корма, и начать ласково звать и поманивать птицу, она, въ концѣ-концовъ, войдетъ въ клѣтку (для чего вначалѣ потребуется, можетъ-быть, и добрый часъ времени), и тогда нужно осторожно закрыть за нею дверцу. Въ слѣдующій разъ она будетъ уже лучше знать, что ты отъ нея хочешь, будетъ податливѣе и, наконецъ, станетъ сама аккуратно возвращаться въ свой домикъ тотчасъ же послѣ купанья.
Очень содѣйствуетъ успѣху прирученія — если удастся подыскать для птицы какое-нибудь особенно любимое ею
заботливою рукой. Её громкое пение и звонкие трели расскажут тебе об испытываемых ею восторге и удовлетворении. Также советую, чтобы чистка клетки и закладка свежего корма всегда производилась одним и тем же лицом. Я даже сомневаюсь, чтобы приручение шло успешно без соблюдения этого правила. Птица не любит перемены в своих привычках; она легко становится при этом пугливою, и результат нескольких недель её воспитания может быть потерян в один какой-нибудь день.
Только тот, кто сам занимался приручением птиц, может составить себе понятие, насколько они являются благодарными за ласковое с ними обращение и внимательный уход. Птицы имеют свой собственный язык, и мы должны, по возможности, его изучить, если желаем оставаться в тесном общении с ними. Каждый их простой звук, чириканье и различные свисты имеют свой определенный смысл, который при внимательном наблюдении нетрудно выучиться распознавать. Моя канарейка, например, кричит с совершенно ясно определённым выражением, когда видит стоящий на столе салат; когда же она получит один его листик, то её благодарственное нежное чириканье имеет уже совершенно иной характер. Опять, совсем иначе звучит её свист, когда я кладу ей в клетку кусочки яичной скорлупы; она их чрезвычайно любит и выказывает это своими радостными звуками, которыми она благодарит меня — вопреки хорошим манерам — с большим куском во рту.
Часто я с сожалением думаю о бедных птичках, которые иногда часами издают звуки жалобы и просьбы перед глухими ушами, тщетно ожидая удовлетворения той или другой настоятельной своей потребности; может быть, желаемое находится даже совсем близко и бедное животное видит его, но невнимательный и погружённый в свои мысли человек ничего не слышит и не замечает. О корме и воде, правда, ещё заботятся, но как часто — ничего больше во весь Божий день, ни даже листочка салата или веточки мокрицы, или, наконец, столь необходимой для подкрепления косточек — яичной скорлупы! Ласковое слово от времени до времени много содействует оживлению однообразной жизни милого создания, и ты вскоре будешь вознаграждён нежным ответом и явным проявлением радости. Но такого результата нельзя достигнуть в один день или в один месяц: он возможен и достижим только путём неустанного доброго отношения и терпеливого исполнения обязанностей, чем, наконец, и побеждается маленькое сердечко и укрепляется в нём уверенность в твоей к нему любви и дружбе.
Можно легко приучить птицу, чтобы она ежедневно вылетала из клетки для купанья и затем снова в неё возвращалась по своей доброй воле; но для этого прежде всего требуется терпение. Никогда не следует ловить птицу руками и гонять её по комнате. Если поставить клетку на пол, насыпав в неё предварительно свежего корма, и начать ласково звать и поманивать птицу, она, в конце концов, войдёт в клетку (для чего вначале потребуется, может быть, и добрый час времени), и тогда нужно осторожно закрыть за нею дверцу. В следующий раз она будет уже лучше знать, что ты от неё хочешь, будет податливее и, наконец, станет сама аккуратно возвращаться в свой домик тотчас же после купанья.
Очень содействует успеху приручения — если удастся подыскать для птицы какое-нибудь особенно любимое ею