Страница:Aurora или утренняя заря в восхождении (Я. Бёме, пер. А. С. Петровского, 1914).pdf/196

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


179

54. Если ты теперь хорошо поймешь и постигнешь это, то не станешь дѣлать изъ Бога діавола, какъ поступаютъ иные, которые говорятъ, что Богъ сотворилъ зло и еще желаетъ, чтобы нѣкоторые люди погибли: они помогаютъ діаволу умножать его ложь, и сами подводятъ себя подъ строгій судъ, превращая истину Божью въ ложь.

55. Теперь замѣть: всецѣлое Божество въ наивнутреннѣйшемъ или первоначальнѣйшемъ своемъ рожденіи имѣетъ въ ядрѣ своемъ весьма острую, ужасающую остроту, поскольку терпкое качество есть ужасающее, терпкое, жесткое, мрачное и холодное стягиваніе, подобно зимѣ, когда бываетъ яростная стужа, совершенно нестерпимая, такъ что вода замерзаетъ въ ледъ.

56. Подумай, если бы зимою, когда бываетъ такъ холодно, было бы отнято солнце, какая бы тогда настала стужа и весьма суровая, жестокая тьма; никакая жизнь не могла бы устоять тогда.

57. Такъ пребываетъ терпкое качество въ наивнутреннѣйшемъ ядрѣ, въ себѣ самомъ и для одного себя, внѣ прочихъ качествъ въ Богѣ: ибо строгостью стягивается воедино и сдерживается тѣло, а твердость изсушаетъ его, такъ что оно пребываетъ тварно.

58. Горькое же качество есть раздирающій, проницающій и рѣжущій горькій источникъ: ибо оно раздѣляетъ и разгоняетъ твердое и терпкое качество, и создаетъ подвижность; и между двумя этими качествами рождается зной, отъ ихъ твердаго и яростнаго горькаго тренія, раздиранія и бушеванія; онъ восходитъ въ горькомъ и терпкомъ качествахъ, какъ яростное возженіе, и проницаетъ ихъ, какъ жесткій огненный трескъ, откуда возникаетъ жесткій звукъ, и въ такомъ восхожденіи или такое восхожденіе его бываетъ заключено и закрѣплено въ терпкомъ качествѣ, такъ что оно становится пребывающимъ тѣломъ.

59. И вотъ, если бы въ этомъ тѣлѣ не было больше никакого качества, которое могло бы погасить ярость этихъ четырехъ качествъ, то въ немъ была бы непрестанная вражда: ибо горькое враждовало бы съ терпкимъ, бушуя въ немъ такимъ образомъ, и раздирая, и расторгая терпкое.


Тот же текст в современной орфографии

54. Если ты теперь хорошо поймешь и постигнешь это, то не станешь делать из Бога дьявола, как поступают иные, которые говорят, что Бог сотворил зло и еще желает, чтобы некоторые люди погибли: они помогают дьяволу умножать его ложь, и сами подводят себя под строгий суд, превращая истину Божью в ложь.

55. Теперь заметь: всецелое Божество в наивнутреннейшем или первоначальнейшем своем рождении имеет в ядре своем весьма острую, ужасающую остроту, поскольку терпкое качество есть ужасающее, терпкое, жесткое, мрачное и холодное стягивание, подобно зиме, когда бывает яростная стужа, совершенно нестерпимая, так что вода замерзает в лед.

56. Подумай, если бы зимою, когда бывает так холодно, было бы отнято солнце, какая бы тогда настала стужа и весьма суровая, жестокая тьма; никакая жизнь не могла бы устоять тогда.

57. Так пребывает терпкое качество в наивнутреннейшем ядре, в себе самом и для одного себя, вне прочих качеств в Боге: ибо строгостью стягивается воедино и сдерживается тело, а твердость иссушает его, так что оно пребывает тварно.

58. Горькое же качество есть раздирающий, проницающий и режущий горький источник: ибо оно разделяет и разгоняет твердое и терпкое качество, и создает подвижность; и между двумя этими качествами рождается зной, от их твердого и яростного горького трения, раздирания и бушевания; он восходит в горьком и терпком качествах, как яростное возжение, и проницает их, как жесткий огненный треск, откуда возникает жесткий звук, и в таком восхождении или такое восхождение его бывает заключено и закреплено в терпком качестве, так что оно становится пребывающим телом.

59. И вот, если бы в этом теле не было больше никакого качества, которое могло бы погасить ярость этих четырех качеств, то в нем была бы непрестанная вражда: ибо горькое враждовало бы с терпким, бушуя в нем таким образом, и раздирая, и расторгая терпкое.


12*