Страница:Aurora или утренняя заря в восхождении (Я. Бёме, пер. А. С. Петровского, 1914).pdf/280

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


263

84. Ибо Моисей пишетъ: — Und es war finster auf der Tieffe („И было темно надъ глубиною“, Быт. 1, 2). Слово auf означаетъ самое внѣшнее рожденіе, а слово in — самое внутреннее.

85. Но если бы самое внутреннее рожденіе было темно, то гнѣвъ Божій вѣчно почивалъ бы въ семъ мірѣ, и вовѣки не стало бы свѣтло; но гнѣвъ не коснулся такъ сердца Божія.

86. Потому онъ остался сладостнымъ, привѣтнымъ, благостнымъ, кроткимъ, чистымъ и милосерднымъ Богомъ по своему сердцу въ самомъ внутреннемъ рожденіи въ мѣстѣ сего міра, и кроткая любовь Его проникаетъ изъ Его сердца въ самое внѣшнее рожденіе гнѣва, и гаситъ гнѣвъ. Вотъ почему Онъ сказалъ: да будетъ свѣтло (Быт. 1, 3).

87. Замѣть здѣсь смыслъ въ высочайшей глубинѣ: слово сказалъ — sprach сказано по человѣчески. Вы, философы, откройте глаза, я хочу въ моей простотѣ научить васъ языку Божію, каковъ онъ долженъ быть.

88. Слово sprach собирается между зубами: ибо они стискиваются, и духъ съ шипомъ выходитъ наружу сквозь зубы, и языкъ изгибается посерединѣ, и заостряется спереди, какъ бы прислушиваясь, что тамъ шипитъ, и боясь.

89. Но когда духъ собираетъ слово, онъ закрываетъ ротъ, и собираетъ слово въ задней части нёба надъ языкомъ въ полости, въ горькомъ и терпкомъ качествахъ.

90. Тогда языкъ пугается, и прижимается къ нижнему нёбу: и тогда духъ вырывается изъ сердца, и заключаетъ слово, собравшееся въ задней части нёба въ терпкомъ и горькомъ качествахъ въ гнѣвѣ; и устремляется сквозь ярость наружу, сильный и могущественный, какъ царь или князь, и раскрываетъ уста, и господствуетъ могучимъ духомъ изъ сердца во всемъ рту и внѣ рта, и создаетъ могущественный и долгій слогъ; подобно духу, пробившему гнѣвъ, и противъ котораго гнѣвъ выпускаетъ свой скрежетъ въ терпкомъ и горькомъ качествахъ, въ задней части нёба въ полости на языкѣ, но остается при своемъ правѣ, и на своемъ мѣстѣ, и пропускаетъ сквозь себя кроткаго духа изъ сердца, и гремитъ вослѣдъ ему своимъ скрежетомъ, и помогаетъ образованію и составленію слова, но при всемъ своемъ громѣ не можетъ сойти съ своего престола, и


Тот же текст в современной орфографии

84. Ибо Моисей пишет: — Und es war finster auf der Tieffe („И было темно над глубиною“, Быт. 1, 2). Слово auf означает самое внешнее рождение, а слово in — самое внутреннее.

85. Но если бы самое внутреннее рождение было темно, то гнев Божий вечно почивал бы в сем мире, и вовеки не стало бы светло; но гнев не коснулся так сердца Божия.

86. Потому он остался сладостным, приветным, благостным, кротким, чистым и милосердным Богом по своему сердцу в самом внутреннем рождении в месте сего мира, и кроткая любовь Его проникает из Его сердца в самое внешнее рождение гнева, и гасит гнев. Вот почему Он сказал: да будет светло (Быт. 1, 3).

87. Заметь здесь смысл в высочайшей глубине: слово сказал — sprach сказано по-человечески. Вы, философы, откройте глаза, я хочу в моей простоте научить вас языку Божию, каков он должен быть.

88. Слово sprach собирается между зубами: ибо они стискиваются, и дух с шипом выходит наружу сквозь зубы, и язык изгибается посередине, и заостряется спереди, как бы прислушиваясь, что там шипит, и боясь.

89. Но когда дух собирает слово, он закрывает рот, и собирает слово в задней части нёба над языком в полости, в горьком и терпком качествах.

90. Тогда язык пугается, и прижимается к нижнему нёбу: и тогда дух вырывается из сердца, и заключает слово, собравшееся в задней части нёба в терпком и горьком качествах в гневе; и устремляется сквозь ярость наружу, сильный и могущественный, как царь или князь, и раскрывает уста, и господствует могучим духом из сердца во всем рту и вне рта, и создает могущественный и долгий слог; подобно духу, пробившему гнев, и против которого гнев выпускает свой скрежет в терпком и горьком качествах, в задней части нёба в полости на языке, но остается при своем праве, и на своем месте, и пропускает сквозь себя кроткого духа из сердца, и гремит вослед ему своим скрежетом, и помогает образованию и составлению слова, но при всем своем громе не может сойти с своего престола, и