Страница:Instead of book.djvu/80

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 66 —

ственности человѣка, но «и не отрицаете его вырожденія»; съ какого же уровня человѣкъ началъ вырождаться? Вы не допускаете существованія государства, осуществившаго рай на землѣ; что же вы въ такомъ случаѣ разумѣете подъ словами «вырожденіе человѣка»?

Идея эволюціи, допускающая вырожденіе и ожидающая, что послѣдо-ватели ЫЪетіу остановятъ «разрушительный процессъ», который уже испробовалъ все иное, и теперь чуть не въ отчаяніи дѣлаетъ послѣдній опытъ съ Анархіей,— представляется мнѣ столь новою, что я долженъ просить о болѣе полномъ изложеніи этой системы.

Фредерикъ Перринъ.

Мистеру Перрину слѣдовало читать внимательнѣе. Я никогда не говорилъ, что «обязанностью каждаго человѣка должно быть нарушеніе всѣхъ договоровъ, какъ только онъ приходитъ къ убѣжденію, что они были заключены неразумно». Я сказалъ лишь, что если бы человѣкъ долженъ былъ подписать договоръ, въ силу котораго онъ отказывается навсегда отъ своей свободы, то онъ нарушилъ бы его, какъ только созналъ бы всю громадность своего нера» зумія. Изъ того, что я полагаю, что отъ нѣкоторыхъ обѣ-щаній лучше отказаться, чѣмъ ихъ сдержать, еще не слѣ-дуетъ, что я считаю всегда благоразумнымъ отказаться отъ безразсуднаго обѣщанія. Наоборотъ, я придаю исполненію обѣіцаній такое важное значеніе, что лишь въ крайнихъ слу-чаяхъ одобрилъ бы ихъ нарушеніе. Возможность для чле-новъ общества полагаться другъ на друга такъ жизненно необходима, что лучше никогда не дѣлать ничего такого, что могло бы ослабить это довѣріе,—развѣ только, если оно питается такими элементами, которые имѣютъ еще большую ажность. понимаю эволюцію именно такъ, какъ ее пони-маетъ Дарвинъ, т. е. какъ процессъ отбора, посредствомъ котораго изъ всѣхъ разновидностей сохраняются только тѣ, которыя оказываются наилучше приспособленными къ окружающей средѣ. Такъ какъ погибающіе виды численно значительно превосходятъ виды переживающіе, то процессъ этотъ крайне разрушителенъ, но человѣческій разумъ можетъ сильно сократить размѣры гибели. Я вполнѣ готовъ допустить опти-мистическій характеръ этого процесса, если подъ оптимизмомъ

разумѣть ученіе, гласящее, что все является наилучшимъ въ