Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/469

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

466

М. И. Сухомлиновъ

ими забавляться, какъ статьями, наполненными восклицаиіями, пошлою бранью и неумѣстными цитатами. Писатели иввѣстные не будутъ ими презирать, ибо услышать не жалкія шуточки жур-нальнаго гаера, но окончательный судъ своимъ проиаведеніямъ, оцѣ-неннымъ ученостью, вкусомъ и хладнокровіемъ.

с Можемъ смѣло сказать, что мы ни единой минуты не усомнились въ исполненіи плановъ г. К., изложенныхъ поэтическимъ сло-гомъ въ объявленіи о подпискѣ на В. Б. Но г. Полевой, долгое время наблюдавшій литературное поведеніе своихъ товарищей жур-налистовъ, худо повѣрилъ новымъ обѣщаніямъ Вѣстника. Не огра-ничаваясь безмолвными сомнѣніями, онъ напечаталъ въ 20-й книжкѣ М. Т. прошедшаго года статью, въ которой сильно напалъ на почтеннаго редактора В. Б. Давъ замѣтить неприличіе нѣкоторыхъ выраженій, употребленныхъ вѣроятно неумышленно г-мъ К., онъ говорить:

«Если бы онъ (К Евр.), старецъ по лѣтамъ, признался въ не-знаніи своемъ, принялся за дѣло скромно, поучился, бросилъ свои смѣшные предразсудки, ваговорилъ голосомъ безпристрастія, мы всѣ охотно уважили бы его созианіе въ слабости, желаніе учиться и познавать истину, всѣ охотно стали бы слушать его.

«Странныя требованія! Въ лѣтахъ В. Евр. уже не учатся и не бросаютъ предразсудковъ закоренѣлыхъ. Скромность, украшеніе сѣдинъ, не есть необходимость литературная, а если сознанія, требуемый г. Полевымъ, и заслуживаюсь какое-нибудь уваженіе, то можно ли намъ оныя слушать изъ устъ почтеннаго старца безъ болѣвненнаго чувства стыда и состраданія?

«Но что сдѣлалъ до сихъ поръ издатель Вѣстника Европы»? продолжаетъ г. Полевой: «гдѣ его права, и на какой воздѣл&нной его трудами землѣ онъ водрузить свои знамена: гдѣ, ва к&кимъ океаномъ, эта обѣтованная земля? Юноши, обогнавшіе издателя В. Е., не виноваты, что они шли внередъ, когда иад&тель В. Е. засѣлъ на одномъ мѣстѣ, и неподвижно просидѣлъ болѣе 20-ти лѣтъ. Дивиться ли, что теперь Вѣстнику Европы видится чудныя распри, грезятся кимвалы бряцающіе и мѣдь звенящая»?

«На сіе отвѣтствуемъ:

«Если г. К, не написавъ ни одной книги, достойной нѣкотораго вниманія, не напечатавъ въ течете 26-ти дѣтъ ни одной, замѣча-тельной статьи, снискалъ однакожъ себѣ бевсмертную славу; то чего же должно намъ ожидать отъ него, когда наконецъ онъ примется, за дѣло не на шутку?

«Г. К. просидѣлъ 26 лѣтъ на одномъ мѣстѣ,—согласенъ; но какъ могли юноши обогнать его, если онъ ни за чѣмъ и не гнался? Г. К. ошибочно судилъ о музыкѣ Верстовскаго; но развѣ онъ музыканта?—Г. К. перевелъ «Терезу и Фальдони»—что за бѣда?

«Доселѣ казалось намъ, что г. Полевой не правь, ибо обнару-