Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


5 іюня 1669 года Леонтій Марселисъ подалъ челобитную о томъ, чтобы ему разрѣшено было устроить почту отъ Москвы до Архангельска, которая ходила бы, по крайней мѣрѣ съ 1 мая до 1 октября, еженедѣльно. Просьбу эту Марселисъ мотивировалъ буквально тѣми же доводами, которые приведены въ вышеупомянутомъ письмѣ Орд.-Нащокина, а именно — важностью этой почты для правительственныхъ и коммерческихъ надобностей. Почту Марселисъ предполагалъ устроить черезъ Переславль, Ярославль, Вологду и другіе города. Ссылался онъ и на мнѣніе Орд.-Нащокина. Для ямщиковъ, увѣрялъ Марселисъ, почта эта тяжела не будетъ, потому что еженедѣльно придется посылать всего лишь по одной подводѣ[1].

Одновременно, какъ бы поддерживая ходатайство Марселиса, выступили съ челобитьемъ объ учрежденіи Архангелогородской почты торговые иноземцы. Собираясь ѣхать на ярмарку въ Архангельскъ, они безпокоились, что письма, которыя будутъ къ нимъ приходить изъ-за границы, заляжутъ въ Москвѣ; а если имъ изъ Архангельска понадобится писать о пріѣздѣ и отъѣздѣ кораблей и о нужныхъ товарахъ, — то возможности писать не будетъ.

Въ приказѣ навели справку о пяти иноземцахъ, подписавшихъ эту челобитную, и оказалось, что трое изъ нихъ были раньше изобличены въ попыткѣ тайно получать изъ-за границы золотые. Можемъ догадываться, что Марселисъ, стремясь пріобрѣсти расположеніе иноземцевъ, самъ позволялъ имъ тѣ злоупотребленія, въ которыхъ прежде уличалъ почту фанъ-Сведена.

    почтарямъ, какъ увидимъ, выходило довольно много денегъ изъ приказовъ; но за то правительственная корреспонденція доставлялась даромъ, прежде же на отдѣльныхъ посыльщиковъ выходили большія суммы (это узнаемъ изъ позднѣйшихъ документовъ, съ которыми въ свое время познакомимся).

  1. Т. II, № 20 (стр. 28).
Тот же текст в современной орфографии

5 июня 1669 года Леонтий Марселис подал челобитную о том, чтобы ему разрешено было устроить почту от Москвы до Архангельска, которая ходила бы, по крайней мере с 1 мая до 1 октября, еженедельно. Просьбу эту Марселис мотивировал буквально теми же доводами, которые приведены в вышеупомянутом письме Орд.-Нащокина, а именно — важностью этой почты для правительственных и коммерческих надобностей. Почту Марселис предполагал устроить через Переславль, Ярославль, Вологду и другие города. Ссылался он и на мнение Орд.-Нащокина. Для ямщиков, уверял Марселис, почта эта тяжела не будет, потому что еженедельно придется посылать всего лишь по одной подводе[1].

Одновременно, как бы поддерживая ходатайство Марселиса, выступили с челобитьем об учреждении Архангелогородской почты торговые иноземцы. Собираясь ехать на ярмарку в Архангельск, они беспокоились, что письма, которые будут к ним приходить из-за границы, заляжут в Москве; а если им из Архангельска понадобится писать о приезде и отъезде кораблей и о нужных товарах, — то возможности писать не будет.

В приказе навели справку о пяти иноземцах, подписавших эту челобитную, и оказалось, что трое из них были раньше изобличены в попытке тайно получать из-за границы золотые. Можем догадываться, что Марселис, стремясь приобрести расположение иноземцев, сам позволял им те злоупотребления, в которых прежде уличал почту ван Сведена.

    почтарям, как увидим, выходило довольно много денег из приказов; но за то правительственная корреспонденция доставлялась даром, прежде же на отдельных посыльщиков выходили большие суммы (это узнаем из позднейших документов, с которыми в свое время познакомимся).

  1. Т. II, № 20 (стр. 28).