Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 78.pdf/248

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

моим, тем, кому оно по закону должно было перейти после моей смерти. Отказался я в то же время и от всякого вознаграждения за всё то, что я мог писать и писал с того времени.

Так что, хорошо или дурно я поступил, я нахожусь в полной невозможности удовлетворять просьбам о денежной помощи, достигающим до 1000 и более рублей в день, а также и ходатайствам и просьбам о помещении на разные места и в разные учреждения, так как живу безвыездно в деревне и не имею сношений ни с какими деловыми людьми.1

Это-то мне. и хочется еще раз сделать известным как можно большему количеству лиц, для того, чтобы избавить их от тяжелого чувства тщетного ожидания, разочарования и осуждения.

Очень прошу все как столичные, так и провинциальные газеты перепечатать это мое письмо, за напечатание которого вперед приношу мою благодарность.

Лев Толстой.

Ясная Поляна

30 октября 1908.

Печатается по копировальной книге № 8, л. 327, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке (в дубликате подпись не восстановлена; воспроизводится нами по первой публикации). Отправлено из Ясной Поляны 4 ноября. Впервые опубликовано в «Биржевых ведомостях» 1908, № 10799 от 7 ноября; напечатано в «Русском слове» 1908, № 260 от 8 ноября; на другой день напечатано в «Русских ведомостях» и других газетах. В ГМТ хранится черновик письма, написанный рукой С. А. Толстой и собственноручно исправленный; внесены также исправления рукой H. Н. Гусева (стенографически). Окончательный текст черновика совпадает с текстом подлинника.

О просительных письмах Толстой написал первое письмо в редакции газет в сентябре 1907 г. (см. т. 77). Количество просительных писем не уменьшилось. И в 1908 г. после опубликования комментируемого письма, за ноябрь—декабрь было получено (сохранилось в архиве) восемьдесят два письма. Из них только в двадцати были указаны суммы, составившие 21 427 рублей. Было получено также несколько писем, осуждавших Толстого, а также письма грубо ругательные. Ни на одно из осудительных и ругательных писем Толстой не ответил. См. письмо № 287. Появилось несколько ругательных статей в черносотенной печати.

1 В черновике зачеркнуто: и представляю из себя лицо, менее всякого другого способное к этому, так как если это неправда, то я лгун и лицемер, к которому нельзя обращаться, и тем менее возможно, если то, о чем я заявляю — правда.

245