Страница:Russkii vestnik volume 43.pdf/462

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 455
Изъ деревни.



Я было въ суетѣ и забылъ о рублѣ штрафа, который былъ назначенъ посредникомъ. Да и что было помнить-то? Какое можетъ быть удовлетвореніе въ рублѣ серебромъ при убыткѣ на сотню рублей.

— Послушай, любезный! Ты ставилъ своего сына ко мнѣ съ тѣмъ чтобы беречь мое добро, а ты самъ знаешь, сколько онъ мнѣ надѣлалъ убытку. Чья же это вина? Если бъ я тебѣ неисправно платилъ и ли не давалъ твоему парню чего-нибудь по условію, а то теперь что жь я могу сдѣлать? Ты знаешь, я и тебѣ говорилъ, и посреднику жаловался. Чтожь проку-то?…

— Да ты бы его батюшка, за виски, да вотъ какъ! А мало того, кнутомъ бы его. Я бъ тебѣ въ ножки поклонился. Я на этомъ не ищу. Спасибо доброму человѣку, что поучилъ.

— Да я съ тебя денегъ не возьму, чтобы бить твоего сына. Это твое дѣло его учить, а не мое. Вѣдь вамъ же съ нимъ хуже будетъ. Вотъ на будущій годъ, кто его, такого негодяя, возьметъ въ работники?

— Вѣстимо, батюшка, что такъ. Да ты уже яви божескую милость, не вели прикащику вычитать цѣлковаго.

Надобно было избавиться отъ гнусныхъ валяній въ ногахъ, надобно было согласиться и на эту уступку. Вотъ вамъ и народный взглядъ на денежные штрафы! Взглядъ далеко не частный, а общій, для объясненія котораго не нужно особенной философіи. Дѣло просто. Всѣмъ намъ необходимо получить вѣру въ не подкупность и неумолимость закона. Коль скоро человѣкъ, надѣлавшій вамъ оскорбленій или убытковъ, у васъ въ рукахъ, то вы можете на мѣстѣ съ нимъ расправиться, а если вы передаете дѣло возмездія въ другія руки, то съ той уже минуты страдальцемъ дѣлается невиновный, а обвинитель. Что же, однако, дѣлать? Что должно слѣдовать въ жизни изъ такого воззрѣнія?

Впрочемъ посмотримъ, не бываютъ ли случаи, когда штрафы встрѣчаютъ большую симпатію въ нашемъ крестьянинѣ?

Содержатели постоялыхъ дворовъ на Крестахъ (въ верстѣ по прямому направленію отъ моей усадьбы), какъ всѣ русскіе дворники, большіе охотники водить домашнихъ животныхъ, не соображаясь съ пастбищами. Земли у нихъ только подъ усадьбами и огородами. Отсюда прямое слѣдствіе: скотъ и птица ихъ вѣчно таскаются по чужимъ дачамъ, которыми