Введение в археологию. Часть I (Жебелёв)/16

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[58]16. Как ни много было сделано, за последние 40—50 лет, для археологического изучения тех стран и областей, которые об‘единяются, в широком смысле, в понятие стран восточных, все же еще больших результатов достигло, за указанное время, исследование стран, хранящих в себе памятники „классической“ культуры, т. е. Греции с прилегающими к ней островами и малоазийским побережьем, и Италии (с Сицилией) и ее провинций. Говорить подробно о достигнутых тут успехах потребовало бы очень много места. Поэтому, отсылая за подробностями к указанной (стр. 32) книге Михаэлиса, мы напомним лишь выдающиеся хронологические даты произведенной работы.

1870—74. Раскопки — сначала тайные — в беотийском городе Танагре, приведшие к открытию знаменитых „танагрских“ статуэток, живописущих греческий быт IV в. и воспроизводящих наглядно в произведениях художественной промышленности отголоски „большого“ искусства IV в.[1]. [59]

1871—1890. Раскопки Генриха Шлимана в Трое, Микенах, Орхомене и Тиринфе, открывшие пред нашими взорами одну из начальных страниц эллинской культуры („микенская культура“). После смерти Шлимана раскопки в Трое продолжал Дёрнфельд[2].

1875—81. Раскопки германского правительства в Олимпии, под главным руководством Э. Курциуса и Адлера. Раскопки воскресили пред нами всю историю знаменитой обще-греческой святыни и повели к открытию массы самых разнообразных памятников искусства и быта, в том числе таких шедевров, как Гермес Праксителя, Ника Пеѳния, метопы и фронтоны храма Зевса и пр. и пр.[3].

1887—1894. Раскопки Французской Школы в Афинах на Делосе, возобновившиеся с 1902 г. на средства герцога Луба̀ и ко времени начала войны не законченные. По своим результатам делосские раскопки, приведшие к открытию изобилия памятников эллинской культуры архаической, классической и эллинистической эпох, не уступают раскопкам олимпийским[4].

1878—86. Раскопки, предпринятые Берлинскими Королевскими Музеями, под главным руководством Гумана, в Пергаме, обогатили наши знания касательно эллинистического искусства („Пергамский алтарь“) и вообще эллинистическо-римского быта. С 1900 г. раскопки возобновились под руководством Дёрпфельда[5]. [60]

1881—1903. Раскопки Греческого Археологического Общества, под руководством Каввадии, в святыне Асклепия в Эпидавре (в Арголиде) познакомили нас с расположением святыни, служившей в древности своего рода курортом, и принесли обилие всякого рода памятников — архитектурных (между прочим, отлично сохранившийся театр), скульптурных, эпиграфических[6].

1882—90. Раскопки того же Общества, под руководством Филия, в Элевсине, давшие возможность проследить историю развития этого важнейшего места греческого религиозного культа и пролившие не мало света на внешнюю сторону Элевсинских мистерий[7].

1885—91. Раскопки того же Общества, под руководством Каввадии, на афинском акрополе, при которых была систематически раскопана значительная часть площади его. Раскопки вскрыли картину акрополя в эпоху до-персидского погрома в 480 г. и повели к открытию замечательных памятников архитектуры, скульптуры и вазовой живописи[8].

1891—95. Раскопки Берлинских Королевских Музеев, под главным руководством Гумана, в мало-азийской Магнесии на Меандре, поведшие к открытию храма Артемиды, остатков скульптур эллинистической эпохи и пр.[9].

1893—1901. Грандиозные раскопки французского правительства, под главным руководством Омолля, в Дельфах, результаты которых, не уступающие олимпийским и афинским, открыли пред нами всю историю знаменитой святыни Аполлона, дали изобилие [61]находок всякого рода, в том числе первоклассные памятники искусства, колоссальное количество надписей[10].

1895—99. Раскопки Берлинских Королевских Музеев в малоазийском городе Приене, значительно обогатившие наши сведения об устройстве эллинистических городов[11].

1895—1901. Раскопки Гиллера фон-Гертрингена, произведенные им на свои средства на острове Фере; при них был открыт древний город на скале, с религиозными, общественными и частными зданиями[12].

1896—1907. Раскопки, под руководством Гебердея, австрийцев в Эфесе, особенно важные для истории города в эллинистическо-римскую эпоху[13].

1889 . Начало больших немецких, под руководством Виганда, раскопок в Милете, ко времени начала войны не законченных, но давших уже богатейшие результаты, особенно важные для эллинистической и римской эпох города[14].

1900. Начало раскопок на Крите, ко времени войны не законченных. Англичанин Эванс копал в Кноссе, на северном берегу острова, итальянцы — в Фесте, на его южном берегу. Результаты раскопок открыли пред нами начальную страницу истории греческой культуры („эгейской“)[15].

1901—5. Раскопки баварского правительства, под руководством Фуртвенглера, на острове Эгине, давшие, помимо других находок, новые остатки фронтонов, украшавших Эгинский храм[16]. [62]

Вот наиболее замечательные из крупных раскопок, произведенных за промежуток 30 лет в собственной Греции, на островах Архипелага и на побережье Малой Азии. А наряду с крупными раскопками сколько было произведено раскопок, в тех же местах, менее внушительных, иногда мелких, и, тем не менее, постоянно дававших богатые и неожиданные результаты. Одно голое перечисление названий тех мест, где раскопки были произведены, „заняло бы не одну страницу нашей книжки[17].

Все не только великие, но и многие малые европейские державы принимали в этом участие; все они отдавали для археологии не только значительное количество ученых своих сил, но и приносили на алтарь ее большие материальные жертвы[18]. Энергично и плодотворно работали и наследники, если „не духовные“, то „территориальные“ великого прошлого эллинской культуры — греки, хотя, по ограниченности своих материальных средств и из-за недостатка ученых сил, играть роль „первой скрипки“ в археологии они должны были предоставить другим — преимущественно французам, немцам, англичанам. В общем, нужно сказать, в археологической работе на эллинском Востоке, каждый делал, что мог, по мере своих сил и средств. Работа велась дружно, принесла богатейшие результаты, потому что, за немногими исключениями, она велась систематически и планомерно, потому что при ведении ее все ее участники — были ли то целые государства, или общественные организации, или частные лица — были обуреваемы не какими-либо личными рассчетами, но лишь высшими побуждениями — интересами научного знания. И если тут замечалось иногда своего рода соревнование, то это было соревнование благородное, то „состязание“ (ἀγών), которое является столь характерным для древних греков в их общественной н государственной жизни.

Наряду с памятниками античными, энергично исследовались и средневековые, византийские, памятники Греции и сопредельных с нею стран — церкви Константинопольские, Солунские, Афонские, монастыри св. Луки в Фокиде и Успения Богоматери в Дафни (около Афин), памятники Мистры (около Спарты), христианские [63]древности Малой Азии и т. д. и т. д.[19]. Если ранее с памятниками византийской археологии мы были знакомы, главным образом, на основании древностей Константинополя, Равенны, Рима и других итальянских городов, то теперь к ним присоединился такой запас памятников из пределов самой Византийской империи, который заставил ученых пересмотреть совершенно заново всю историю византийского и вообще восточно-эллинского христианского искусства.

Примечания[править]

  1. Публикация R. Kekule, Griechische Thonfiguren aus Tanagra, Штуттгарт 1878, теперь неудовлотворительна. Лучшие воспроизведения типов танагрских терракотт у А. Furtwängler, Die Sammlung Sabouroff, II, Берл. 1887.
  2. Литература указана В. П. Бузескулом, О раскопках Шлимана в Трое, Микенах и Тиринфе. ФО. I (1891); Древнейшая цивилизация в Европе. Харьков 1918. См. также А. А. Захаров, Эгейский мир, М. 1918. Р. Лихтенберг. Доисторическая Греция (перев. с нем.), П. 1913. Подробное, богато иллюстрированное изложение истории микенского искусства у Perrot et Chipiez, Histoire de l'art dans l'antiquité, VI, Пар. 1894.
  3. Оффициальное издание результатов раскопок, антиквировавшее все предыдущие публикации: Olympia Берл. 1890—97. Материал в издании распределен так: I т. Адлер, Курциус и др., Топография и история Олимпии, с приложением карт и планов. II. Адлер, Боррман, Дёрпфельд, Гребер, Грефе, Архитектурные памятники. III. Трей, Скульптура из камня и глины. IV. Фуртвенглер, Бронзы и другие мелкие находки. V. Диттенбергер и Пургольд, Надписи. Для первоначального ознакомления: Олимпия по Лалу и Монсо, изложил К. Мазурин, М. 1892.
  4. Окончательной публикации результатов раскопок только положено начало. Е. Ardaillon и H. Convert дали „археологическую карту острова Делоса“ (Пар. 1902), О. Leroux издал „ипостильную залу“ (Пар. 1909). Отчеты о раскопках и издание отдельных памятников давались в „Bulletin de correspondance hellénique“, в „Comptes Rendus“ Академии Надписей и других периодических публикациях; так открытые при раскопках фрески и мозаики изданы Bulard'ом в XIV т. „Fondation Piot. Monuments et Mémoires" (1908). К сожалению, нет ни одного ориентирующего сочинения о результатах делосских раскопок.
  5. Оффициальнок издание результатов раскопок пока не закончено. Из „Altertümer von Pergamon“ (Берл. 1885—1910) имеются: H. R. Bohn, Das Heiligtum der Athena Polias Nikophoros. III, J. J. Schrammen, Der grosse Altar. III. 2. H. Winnefeld, Die Friese des grossen Altars. IV. R. Bohn, Die Theater-Terrasse. V. 2. H. Stiller, Das Traianeum. VII. 2. Fr. Winter, Die Sculpturen mit Ausnahme der Altarreliefs. VIII, 1. 2. M. Frankel, Inschriften. Для ориентировки J. L. Ussing, Pergamos, seine Geschichte und seine Monumente, Берл. 1899. Sartiaux, Villes mortes d'Asie Mineure, Пар. 1911. В. Цибарт, Культурная жизнь древнегреческих городов, перев. с нем., М. 1916.
  6. Оффициальная публикация Р. Cavvadias, Fouilles d'Epidaure, I, Афины 1893, не может быть названа удовлетворительною. Лучше издание А. Defrasse et H. Lechat, Epidaure, Пар. 1895. О раскопках см. статью Н. А. Александровского в ЖМНП. 1890, июнь. Надписи использованы мною в работе „Религиозное врачевание в древней Греции“ (ЗРАО. VI, и отдельно, П. 1893).
  7. См. пока D. Philios, Eleusine, ses mystères, ses ruines et son musée, Аф. 1899 (русский перевод, в извлечениях, в журнале „Гермес“).
  8. Пока достойным образом опубликованы остатки поросовой архитектуры в труде Th. Wiegand, Die archaische Poros-Architektur der Akropolis zu Athen, Лпц. 1904, и найденные при раскопках вазы: В. Graef, Die antiken Vasen von der Akropolis zu Athen, Берл. 1909. Для общей ориентировки: Р. Kabbadias und G. Kawerau, Die Ausgrabung der Akropolis, Аф. 1901. D'Ooge, The Acropolis of Athens, Лонд. 1908.
  9. C. Humann, J. Kohte und C. Watzinger, Magnesia am Maeander, Берл. 1904.
  10. Из оффициальной публикации „Fouilles de Delphes“, 1902—11, до начала войны имелись: II. Topographe et architecture, вып. 1. III. Epigraphie, вып. 1—3. IV. Monuments figurés, sculpture, вып. 1—2. V. Monuments figurés; petites bronzes, terrecuites, antiquités diverses, вып. 1—3. Для ориентировки: Em. Bourguet, Les ruines de Delphes, Пар. 1914. Fr. Poulsen, Delphi, Лонд. 1920 (перевод с датского). Многие из найденных при раскопках надписой послужили предметом исследований покойного А. В. Никитского.
  11. Th. Wiegand und H. Schrader, Priene, Берл. 1904. Для ориентировки ук. соч. Sartiaux и Цибарта.
  12. Fr. Hiller von Gaertringen, Thera, 4 тт. Берл. 1899—1904. Для ориентировки ук. соч. Цибарта.
  13. Forchungen in Ephesos, I, Вена 1906. Для ориентировки ук. соч. Sartiaux. Храм Артемиды Эфесской, остатки которого были открыты Вудом в 1871 г., послужил предметом раскопок Британского Музея в начали XX в. D. G. Hogarth, The archaic Artemision Лонд. 1908.
  14. Из оффициального издания „Milet“ пока имеется I. Karte der milesischen Halbinsel. IV. H. Knackfuss, Das Rathhaus, Берл. 1906. Для ориентировки ук. соч. Sartiaux и Цибарта.
  15. Для ориентировки полезны книги R. M. Burrows, The discoveries in Crete, Лонд. 1907 и указанные выше книги Захарова и Лнхтонберга. Наиболее замечательные памятники в альбомах G. Maraghiannis'a „Antiquités crétoises“.
  16. Ad. Furtwängler, Aegina, Мюнх. 1906.
  17. Живую и последовательную хронику археологических исследований на эллинском Востоке за 1883—95 гг. дают два тома „Chroniques d'Orient“, С. Рейнака (Пар. 1891—5), перепечатанные из „Revue archéologique“. За десятилетний период существования издававшегося в Москве журнала „Филологическое Обозрение“ (1891—1901), в нем вели „Археологическую хронику эллинского Востока“ сначала А. Н. Щукарев, затем я.
  18. К сожалению, Россия в этой интернациональной работе, как видно будет из дальнейшего, принимала участие более, чем скромное.
  19. G. Millet, Le Monastère do Daphni, Пар. 1899. Monuments byzantins de Mistra, Пар. 1910. R. W. Schultz and L. H. Barnsley, The monastery of Saint Luc of Stiris in Phocis, Лонд. 1910. J. Ebersolt, Les églises de Constantinople, Пар. 1913. J. Strzygowski, Kleinasien, Лпц. 1903. W. M. Ramsay and G. L. Bell. The thousend and one churches, Лонд. 1909. H. Brockhaus, Die Kunst in den Athos-Klöstern, Лпц. 1891.