Перейти к содержанию

Советы Олимпиаде (Григорий Богослов)/ДО

Непроверенная
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Совѣты Олимпіадѣ
авторъ Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.), пер. Московская духовная академія
Оригинал: древнегреческій. — Перевод созд.: IV векъ. Русскій переводъ: 1843—1848 ггъ. Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 250-253.

Посылаю тебѣ, дочь моя, этотъ добрый подарокъ; посылаю я, Григорій; а совѣтъ отеческій есть самый лучшій.

Не золото, перемѣшанное съ драгоцѣнными камнями, служитъ украшеніемъ женщинамъ, Олимпіада. Царскаго лика не покрывая румянами — этимъ нравящимся срамомъ, на образъ свой не наводи другого погибельнаго образа. Багряныя, золотыя, блестящія, испещренныя одежды предоставь другимъ, которыя не украшены свѣтлою жизнію. А ты заботься о цѣломудріи, о красотѣ достойной удивленія для очей внутреннихъ. Добрые нравы — самый лучшій цвѣтъ въ женщинѣ, которая имѣетъ прочную, неизмѣняемую и достойную прославленія красоту.

Во-первыхъ, почитай Бога, а потомъ супруга — глазъ твоей жизни, руководителя твоихъ намѣреній. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тѣмъ больше, чѣмъ нѣжнѣйшую къ тебѣ питаетъ любовь; подъ узами единодушія сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себѣ не такую вольность, на какую вызываетъ тебя любовь мужа, но какая прилична; потому что во всемъ возможно пресыщеніе. Но хотя и во всемъ бываетъ пресыщеніе; однако же лучше такая любовь, которая не знаетъ онаго.

Родившись женщиною, не присвояй себѣ важности, свойственной мужчинѣ; и не величайся родомъ, не надмевайся ни одеждами, ни мудростію. Твоя мудрость — покоряться законамъ супружества; потому что узелъ брака все дѣлаетъ общимъ у жены съ мужемъ.

Когда мужъ раздраженъ, уступи ему; а когда утомленъ, помоги нѣжными словами и добрыми совѣтами. И укротитель львовъ не силою усмиряетъ разъяреннаго звѣря, у котораго въ бѣшенствѣ прерывается дыханіе, но укрощаетъ его, гладя рукою и приговаривая ласковыя слова.

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга въ понесенномъ ущербѣ; потому что самъ онъ лучшее для тебя пріобрѣтеніе. Не укоряй и за то, что конецъ дѣла противенъ его предпріятію. Сіе было бы не справедливо; потому что, по ухищренію демона, часто и благоразумныя предпріятія не достигаютъ своей цѣли. Не укоряй его также въ недостаткѣ силъ; потому что въ мечѣ всегда есть сила.

Кого не любитъ мужъ твой, того не хвали съ хитрымъ намѣреніемъ непримѣтно уязвить мужа словомъ. Благороднымъ мужамъ и женамъ, а особливо женамъ, и во всякомъ другомъ случаѣ, прилична простота сердца.

Радости и всѣ скорби мужа для себя почитай общими. Пусть и заботы будутъ у васъ общія; потому что черезъ это возрастаетъ домъ.

И твой совѣтъ можетъ имѣть мѣсто; но верхъ долженъ быть мужнинъ.

Когда мужъ скорбитъ, поскорби съ нимъ и ты нѣсколько (сѣтованіе друзей служитъ пріятнымъ врачевствомъ въ печали), но вскорѣ потомъ, принявъ свѣтлое лице, разсѣй грустныя его мысли; потому что сѣтующему мужу самая надежная пристань — жена.

Твоимъ занятіемъ пусть будутъ прялка, шерсть и поученіе въ Божіемъ словѣ, попеченіе же о внѣшнихъ дѣлахъ предоставь мужу.

Не выходи часто за двери дома, въ мѣста народныхъ увеселеній и неприличныхъ собраній; тамъ и у стыдливыхъ похищается стыдъ, тамъ взоры смѣшиваются съ взорами; а потеря стыда — начало всѣхъ пороковъ.

И въ добрыя собранія приказываю тебѣ ходить съ благоразумными, чтобы въ умѣ твоемъ напечатлѣлось какое нибудь доброе слово, которое бы или искоренило въ тебѣ порокъ, или крѣпче привязало тебя къ добродѣтели.

Домъ твой — для тебя и городъ и рощи. Не позволяй себя видѣть постороннимъ, кромѣ цѣломудренныхъ родственниковъ, или іерея и сѣдины, которая для тебя лучше юности. Не кажись и женщинамъ, которыя высоко носятъ голову и ведутъ себя открыто. Не кажись и благочестивымъ мужамъ, даже много уважаемымъ тобою, какъ скоро супругъ твой не хочетъ имѣть ихъ въ своемъ домѣ. Ибо кто доставитъ тебѣ столько пользы, какъ добрый супругъ, если ты его одного любишь?

Будь высокомудренна, но не высокоумна.

Хвалю женщинъ, которыхъ даже не знаютъ мужчины.

Не спѣши на брачный или именинный пиръ, гдѣ пьянство, пляски, смѣхъ и необаятельное обаяніе. Это приводитъ въ разслабленіе и цѣломудренныхъ, какъ солнечный лучъ топитъ воскъ.

И у себя, въ присутствіи ли благосклоннаго супруга, или въ отсутствіе его, не дѣлай домашнихъ попоекъ. Если чреву положена мѣра; то, можетъ быть, возобладаешь надъ страстями. Невоздержнаго же чрева и я боюсь, боится и супругъ твой.

На щекахъ твоихъ не должно быть ни похотливыхъ движеній, ни гнѣвныхъ трепетаній. Это постыдно для всякаго человѣка, особенно же для женщины, и дѣлаетъ лице безобразнымъ.

Уши свои укрась не жемчугомъ, но привычкой внимать добрымъ рѣчамъ, а для худыхъ рѣчей замыкать ихъ ключемъ ума. И отверстыя и замкнутыя уши твои да будутъ цѣломудренными слушателями.

Пусть дѣвственная стыдливость въ присутствіи супруга разливаетъ у тебя подъ вѣждями чистый румянецъ. Покрывайся румянцемъ, когда смотрятъ на тебя другіе; а сама старайся ни на кого не смотрѣть, и къ землѣ опускай брови.

Если у тебя не обузданъ языкъ; всегда будешь ненавистна мужу. Продерзливый языкъ причинялъ часто зло и невиннымъ. Лучше молчать, когда и самое дѣло вызываетъ на слово, нежели говорить, когда и время не даетъ мѣста нескромному слову. Твое слово да остается предметомъ желаній.

Ноги, идущія борзо, ненадежные свидѣтели цѣломудрія, и въ самой походкѣ бываетъ нѣчто наглое.

Выслушай и сіе: не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствій супружескаго ложа; убѣди супруга оказывать уваженіе къ святымъ днямъ; потому что образу великаго Бога свойственно покорствовать законамъ, хотя самъ безплотный Сынъ далъ нашему роду брачный законъ, созданію руки Своей оказавъ ту помощь, что, когда одни отходятъ, а другіе приходятъ, длится поколѣніе, и измѣняющійся человѣческій родъ уподобляется рѣкѣ, которая и не стоитъ на мѣстѣ, по причинѣ господствующей смерти, и всегда полна вслѣдствіе новыхъ рожденій.

Но для чего мнѣ говорить подробно о всемъ? Могу дать тебѣ, дорогая моя, совѣтъ, но и его гораздо лучше есть у тебя Ѳеодосія — этотъ Хиронъ между замужними женщинами. Она для тебя — живый образецъ всякаго слова и дѣла; она приняла тебя отъ отца и образовала въ тебѣ добрые нравы. Это единоутробная сестра неукоризненнаго архіерея, Амфилохія, громозвучнаго вѣстника истины, моего украшенія, котораго вмѣстѣ съ непорочною Ѳеклою препроводилъ я къ Богу.

А если отъ моей сѣдины приняла ты какое нибудь высокомудрое слово; то повелѣваю соблюдать его въ сокровенностяхъ сердца. Симъ пріобрѣтешь благоволеніе у супруга, добраго градоправителя; и если бы сталъ онъ превозноситься, превзойдешь его славою.

Вотъ мой тебѣ даръ! А если нуженъ даръ лучшій; то желаю тебѣ стать многоплодною нивою чадамъ чадъ, чтобъ большимъ числомъ людей пѣснословимъ былъ великій Богъ, для Котораго родимся на свѣтъ, и къ Которому шествовать отселѣ — положенъ намъ законъ.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.