Акты, относящиеся к истории южной и западной России/ДО/Том 4/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Акты, относящіеся къ исторіи Южной и Западной Россіи : собранные и изданные Археографическою Комиссіею — Томъ 4
авторъ неизвѣстенъ
См. Оглавленіе. Источникъ: Акты, относящіеся къ исторіи Южной и Западной Россіи. Томъ 4. — Санктпетербургъ. Въ типографіи П. А. Кулиша. 1863.



[9] 9. — 1657, августа 31. Отписка Путивльскихъ воеводъ Никиты Зюзина и Наумова о посылкѣ ими на козацкую раду за [10]вѣстями посланца своего, объ избраніи гетманомь Ивана Выговскаго и проч. и распросныя рѣчи посланца, Путивльскаго подьячаго Ильи Роколова о словахъ Ивана Выговскаго, о козацкой радѣ, выборѣ его въ гетманы, его намѣреніяхъ, о присылкѣ Поляковъ съ приглашеніемъ козаковь въ подданство и проч.

I. Государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, холопи твои, Микитка Зузинъ, Микитка Наумовъ, челомъ бьютъ. Вѣдомо вамъ, холопемъ твоимъ, учинилось, что твоего царского величества у Войска Запорожского послѣ погребенья гетманского будетъ рада. И августа въ 17 день посылали мы, холопи твои, твоего царского величества въ Запорожскую сторону въ Чигиринъ Путивльскіе приказные избы подъячего Илью Роколова и писали съ нимъ къ писарю къ Ивану Выговскому, что нынѣ въ Войскѣ Запорожскомъ дѣлаетца и какой на радѣ будетъ договоръ, и Крымской ханъ съ Крымскими людьми и корунной Польской гетманъ съ Поляки въ собраньѣ ль и въ которыхъ мѣстехъ стоятъ, и Крымской ханъ съ Польскими людьми въ соединеньѣ ль, и нѣтъ ли съ Польскими людьми въ помочи иныхъ окрестныхъ государствъ, и не чаять ли Крымскихъ и Польскихъ людей на твои великого государя Черкаскіе и Украинные городы войною приходу? И августа въ 31 день подъячей Илья Роколовъ въ Путивль приѣхалъ и подалъ намъ, холопемъ твоимъ, новообранного гетмана Ивана Выговского листъ, да вѣстовые письма, да отписку стольника Василья Кикина. И  что онъ Илья въ роспросѣ намъ, холопемъ твоимъ, какихъ вѣстей сказалъ, и мы, холопи твои, тѣ ево роспросные рѣчи и листъ новообранного гетмана, и вѣстовые письма и Василья Кикина отписку[1] послали къ тебѣ великому государю царю иму велико князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, къ Москвѣ съ нимъ же Ильею того жъ числа, а велѣли ему отписки и листъ и письма подать въ Посольскомъ Приказѣ дьякомъ, думному Алмазу Иванову да Ефиму Юрьеву.

На оборотѣ отписки: 1) адресъ; 2) помѣта: 166-го, сентября въ 7 день; 3) вверху: Государю чтена и боярамъ. Списанъ.

 

II. 165 г. августа въ 31 день, Путивльской приказные избы подъячей Илѣйко Роколовъ въ роспросѣ сказалъ:

Приѣхалъ я въ Чигиринъ августа въ 21 день, и того жъ числа былъ у писаря у Ивана Выговского и листъ ему подалъ. И говорилъ со мною на одинѣ, что я царскому величеству во всемъ вѣренъ и служу ему, великому государю, и Войско Запорожское держу въ крѣпости и отъ всякихъ шатостей укрѣпляю; и вѣдомо мнѣ учинилось, что полковникъ Бряславской Зеленской со всѣмъ своимъ полкомъ хотѣлъ отложитца къ Полякомъ, отъ ихъ тѣсноты; и я писалъ къ нему, Зеленскому, чтобъ онъ помнилъ великого государя царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, присягу, на чомъ присегалъ, и отъ царского величества не отступалъ и Черкасъ полку своего на тожъ уговаривалъ; а въ Черкаскіе городы царьского величества окольничей и воевода князь Григорей Григорьевичь Ромадановской, со многими ратными людьми, противъ неприятелей идетъ на помочь, и онъ бы на царского величества милость и на ратныхъ его государевыхъ людей былъ во всемъ надеженъ и отъ неприятелей безстрашенъ, и поставилъ бы сторожи въ поляхъ и розвѣдывалъ, гдѣ нынѣ Турского царя ратные люди и Крымской ханъ въ собраньѣ [11]стоятъ: и полковникъ Зеленской противъ письма моего (писалъ) ко мнѣ, что онъ царскому величеству вѣчной слуга неотступно. А паша Селистрейской Дунай перешолъ со многими Турскими людьми и стоитъ въ Волоской землѣ въ Тягинѣ, а Крымской ханъ стоитъ въ собраньѣ подъ Чернымъ лѣсомъ, отъ Чегирина въ сорокѣ верстахъ, хотятъ приходить вскорѣ большимъ собраньемъ царского величества на Черкаскіе городы; а Поляки стоятъ на зборѣ подъ Каменцомъ Подольскимъ, а ожидаютъ къ себѣ короля съ ратными съ Польскими и съ цысарскими людьми; а кой часъ король съ Татары сойдетца, и они хотятъ бить на Черкаскіе городы разомъ. Да Молдавского и Мутьянского владетелей посланцы присланы ко мнѣ и ко всему Войску Запорожскому, чтобъ намъ быть съ ними въ вѣчномъ миру, и мы имъ не вѣримъ. А какъ гетмана Богдана Хмельницкого похоронимъ, и у насъ будетъ о новомъ гетманѣ рада, кого выбрать; а мнѣ Богданъ Хмельницкой, умираючи, приказывалъ быть надъ сыномъ его опекуномъ, и я, помня приказъ, сына его не покину; и полковники и сотники и все Войско Запорожское говорятъ, чтобъ быть мнѣ гетманомъ, покамѣсть Юрьи Хмельницкой въ возрастѣ и въ совершенномъ умѣ будетъ; а послѣ рады тотчасъ будемъ писать къ великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, о его государевыхъ великихъ войсковыхъ дѣлехъ; также и духовенство отъ себя пошлютъ къ великому государю святѣйшему Никону, патріарху Московскому и всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи, о всякихъ духовныхъ дѣлехъ и о постановленьѣ на Кіевскую митрополію архимандрита Печерского отца Инокентія Гизеля.

И августа въ 26 день была у полковниковъ и у всего Войска Запорожского рада, и выбрали быть гетманомъ надъ Войскомъ Запорожскимъ писарю Ивану Выговскому, и булаву ему царского величества дали и говорили, чтобъ онъ великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, служилъ вѣрно и надъ Войскомъ Запорожскимъ былъ гетманомъ и добрую имъ справу чинилъ. И, принявъ царского величества булаву, гетманъ Иванъ Выговской говорилъ въ войско: ся царского величества булава доброму на ласку, а злому на карность, а манить я въ Войску никому не буду, коли вы меня въ гетманы обрали; а Войско Запорожское безъ страха быть не можетъ. Да на радѣ жъ полковники и сотники и атаманы и войты и бурмистры говорили, чтобъ онъ, новообраный гетманъ Иванъ Выговской, вычелъ на радѣ имъ всѣмъ вслухъ великого государя царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, жаловальную грамоту, чтобъ вѣдали всѣ, на какихъ воляхъ пожалованы они отъ царского величества. И гетманъ Иванъ Выговской царского величества жаловальную грамоту всѣмъ вслухъ вычелъ, на какихъ воляхъ отъ царского величества они пожалованы. И выслушавъ царского величества жаловальную грамоту, полковники и сотники и отаманы и войты и буймистры на милости государской челомъ ударили: рады де ему великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, служить всѣмъ Войскомъ Запорожскимъ вѣчно, чтобъ де онъ, великій государь, ихъ неприятелемъ не выдалъ, своихъ царского величества ратныхъ людей къ нимъ на помочь прислалъ.

Послѣ рады, слышелъ я, Илѣйко, у полковниковъ и у сотниковъ, что присланъ къ нимъ отъ Поляковъ посолъ Биневской съ тѣмъ, чтобъ они Черкасы были у нихъ Поляковъ по прежнему въ подданстве; и у насъ де того и въ мысли нѣтъ, чтобъ у нихъ быть въ подданстве; рады вѣчно служить царскому [12]величеству, и посла задержали и хотимъ его послать къ царскому величеству къ Москвѣ. А гетмана Богдана Хмельницкого погребли въ Суботовѣ, августа въ 23 день.

На оборотѣ скрѣпа: Къ симъ своимъ роспроснымъ рѣчемъ Илѣйко Роколовъ руку приложилъ.

Примѣчанія.

  1. При этомъ находятся переводы писемъ и отписка, помѣщенные подъ №№ 8, 1, 2, 4 и 5.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.