РЕДКО кому удаётся видеть живого крота, потому что жизнь его, как известно, протекает под землёй. Однако иногда нет-нет, да и случится застать врасплох этого курьёзного зверька, в то время, когда ему вздумается выглянуть из-под земли на свет Божий.
Как-то раз, бродя в один из летних вечеров по полю, я услыхала какой-то своеобразный шорох на дне высохшей канавы. Подойдя поближе, я увидела, что сухая трава приподнимается и под нею шевелится что-то чёрное. Присмотревшись хорошенько, я тотчас же догадалась, что это виднеется бархатистая шубка крота. Я решилась сделать попытку поймать «господина землекопа», хотя, признаюсь, с малою надеждой на успех: мне хорошо было известно, с какою неимоверною быстротой зарывается крот в землю, при малейшей угрожающей ему опасности. Осторожно подкравшись и присев на землю, я напряженно следила за движениями зверька, выжидая удобного момента, и мне действительно посчастливилось схватить его быстрым движением руки. Однако теперь я находилась в большом затруднении — что с ним дальше делать; он же изо всех сил старался вырваться из моей руки. Мне не оставалось ничего больше, как завернуть его в один из концов моей кружевной шали и пуститься бегом домой. Но, — увы! — вскоре крот начал немилосердно терзать и рвать в клочки мою прекрасную дорогую шаль… Однако делать было нечего — буян должен был быть доставлен домой, где он тотчас же, предварительно, был посажен в небольшой холщовый мешок, который я сверху крепко зажала рукой. Уж как он там, бедняжка, бился и всё искал своею острою мордочкой выхода!
Вскоре затем мой пленник был помещён в ящик, обитый внутри жестью и наполненный землёй, в которую было предварительно впущено десятка два земляных червей. Также я не забыла поместить в ящик и небольшой сосуд с водой.