Жизнь Спасителя мира (Пуцыкович)/XVII/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Жизнь Спасителя міра — Преображеніе Господне. Исцѣленіе бѣсноватаго отрока. Христосъ отказываетъ фарисеямъ въ знаменіи. : Матѳ. 10 и 17, Марка 4 и 9, Лук. 6 и 14
авторъ Ѳеоѳилъ Ѳеоѳиловичъ Пуцыковичъ
Опубл.: 1905. Источникъ: Пуцыковичъ Ѳ. Ѳ. Жизнь Спасителя міра. — СПб.: П. В. Луковникова, 1905. — С. 78.

Въ одинъ изъ дней послѣдняго года земной жизни Своей Іисусъ Христосъ открылъ ученикамъ Своимъ, что ему должно идти въ Іерусалимъ и много пострадать отъ старѣйшинъ, первосвященниковъ и книжниковъ, и быть убиту, и въ третій день воскреснуть, и потомъ, спустя шесть дней послѣ этой бесѣды, Онъ взялъ съ собою трехъ учениковъ Своихъ, Петра, Іакова и Іоанна, возвелъ ихъ на гору Ѳаворъ и сталъ здѣсь молиться. Когда молился, то преобразился предъ ними. Лицо Его просіяло, какъ солнце; ризы же Его сдѣлались бѣлы, какъ самый чистый снѣгъ, и заблистали свѣтомъ. И вотъ явились Моисей и Илія и бесѣдовали съ Іисусомъ. Явясь въ славѣ, они говорили о страданіяхъ и смерти, которыя, по предвѣчному Божескому опредѣленію, надлежало Іисусу Христу претерпѣть въ Іерусалимѣ. Петръ, Іаковъ и Іоаннъ, уснувшіе во время молитвы Христовой, пробуждены были необычайнымъ Божественнымъ свѣтомъ, сіявшимъ въ лицѣ Іисуса и въ самыхъ одеждахъ Его. Проснувшись, ученики увидѣли славу Христову и двухъ явившихся пророковъ, и Петръ, упоенный сладостію небеснаго свѣта, объявляетъ свое желаніе оставаться долѣе въ этомъ счастливомъ состояніи. Онъ сказалъ Іисусу: «Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, поставимъ три сѣни: Тебѣ одну, Моисею одну и одну Иліи». Петръ говорилъ это, не зная самъ, что говоритъ. Въ это время, когда еще Петръ говорилъ о поставленіи трехъ сѣней, вдругъ явилось свѣтлое облако и осѣнило ихъ, и устрашились ученики, когда они вошли въ облако. И вотъ послышался изъ облака голосъ, говорящій: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ которомъ Мое благоволеніе: Его слушайте». Услышавъ этотъ голосъ, которымъ глаголалъ Самъ Отецъ небесный о возлюбленномъ Сынѣ Своемъ Іисусѣ, ученики устрашились и пали на лица свои. Іисусъ приблизился къ устрашеннымъ ученикамъ и успокоилъ ихъ. Подойдя, онъ прикоснулся къ нимъ и сказалъ: «встаньте и не бойтесь». Поднявшись и посмотрѣвъ вокругъ себя, ученики уже никого не видѣли, кромѣ одного Іисуса. Когда они сходили съ горы, то Христосъ запретилъ имъ сказывать о видѣніи, говоря: «не сказывайте никому, что здѣсь видѣли, доколѣ Сынъ Человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ».

Сойдя съ горы Ѳаворъ, послѣ славнаго Своего преображенія, Іисусъ Христосъ пришелъ къ ученикамъ Своимъ и увидѣлъ около нихъ множество народа. Тутъ же были и нѣкоторые изъ книжниковъ, горячо спорившіе о чемъ-то съ учениками. Замѣтивъ приближающагося Іисуса, народъ сталъ подбѣгать къ Нему и привѣтствовать Его. Христосъ спросилъ книжниковъ: «О чемъ спорите съ ними?» Вмѣсто отвѣта, изъ среды народа вышелъ человѣкъ и, подошедши къ Іисусу, сказалъ Ему: «Господи! помилуй сына моего онъ въ новолунія бѣснуется и тяжко страдаетъ; ибо часто бросается въ огонь и часто въ воду. Я приводилъ его къ ученикамъ Твоимъ, и они не могли исцѣлить его». Отвѣчая ему, съ негодованіемъ на невѣріе и развращеніе народа, Іисусъ сказалъ: «О, родъ невѣрный и развращенный! доколѣ буду съ вами? доколѣ буду терпѣть васъ? приведи сюда твоего сына». Бѣсноватаго подвели къ Іисусу. Какъ только онъ увидѣлъ Христа, духъ сотрясъ его; онъ упалъ на землю, валялся, скрежеталъ зубами, испускалъ пѣну, цѣпенѣлъ. Іисусъ спросилъ отца отрока: «какъ давно это сдѣлалось съ твоимъ сыномъ?» Онъ отвѣчалъ: «съ дѣтства» и просилъ Іисуса о помощи бѣсноватому сыну, говоря: «если что можешь, сжалься надъ нами и помоги намъ». Такъ какъ просьба была высказана съ сомнѣніемъ, то и Іисусъ отвѣчалъ ему: «если сколько-нибудь можешь вѣровать, то все возможно вѣрующему». Отецъ отрока со слезами воскликнулъ: «вѣрую, Господи, помоги моему невѣрію». Этими словами онъ не только исповѣдалъ свою вѣру, но и, сознавая свое прежнее невѣріе, просилъ у Іисуса врачевства своему невѣрію. Тогда Іисусъ запретилъ духу нечистому, сказавъ ему: «духъ нѣмой и глухой! Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ отрока и впредь не входи въ него». Онъ тотчасъ, вскрикнувъ, сильно сотрясъ отрока и вышелъ изъ него. Отрокъ сдѣлался какъ мертвый. Многіе думали, что онъ умеръ. Но Христосъ взялъ его за руку и поднялъ. Отрокъ всталъ. Когда Іисусъ вошелъ въ домъ, ученики спросили Его наединѣ: «почему мы не могли изгнать духа?» Іисусъ отвѣчалъ имъ: «по невѣрію вашему» (т. е. потому, что они имѣли еще не столь крѣпкую и совершенную вѣру, какую надлежало бы имѣть имъ, какъ ученикамъ и избраннымъ Апостоламъ). «Ибо истинно говорю вамъ», продолжалъ Іисусъ: «если вы будете имѣть вѣру съ горчичное зерно и скажете горѣ сей: перейди отсюда туда, и она перейдетъ; и ничего не будетъ невозможнаго для васъ. Сей родъ (т. е. бѣсы) изгоняются только молитвою и постомъ».

Послѣ этого Іисусъ Христосъ, находясь съ учениками Своими въ Галилеѣ, говорилъ имъ: «Сынъ Человѣческій преданъ будетъ въ руки человѣческія, и убьютъ Его, и въ третій день воскреснетъ». Но ученики, какъ замѣчаютъ Евангелисты, не уразумѣли силы этихъ словъ Іисуса, а спросить Его боялись, и потому весьма опечалились.

Нѣкоторые изъ книжниковъ и фарисеевъ приступили къ Іисусу Христу и сказали Ему: «Учитель! хотѣлось бы намъ видѣть отъ Тебя знаменіе». Христосъ съ негодованіемъ на это отвѣчалъ имъ: «родъ лукавый и прелюбодѣйный ищетъ знаменія, но знаменіе не дастся ему, кромѣ знаменія пророка Іоны». Этими словами Іисусъ Христосъ указалъ на Свое воскресеніе, прообразомъ котораго былъ Іона, какъ на будущее знаменіе, которое послужитъ самымъ лучшимъ подтвержденіемъ всей Его проповѣди и какъ бы наложитъ Божію печать на Его дѣло. Онъ продолжалъ говорить: «Іона былъ знаменіемъ для Ниневитянъ; Сынъ Человѣческій будетъ знаменіемъ для рода сего. Ниневитяне возстанутъ на судъ съ родомъ симъ и осудятъ его; ибо они покаялись отъ проповѣди Іониной, а вотъ, здѣсь (т. е. Іисусъ) больше Іоны. Царица южная возстанетъ на судъ съ родомъ симъ и осудитъ его, ибо она приходила отъ предѣловъ земли послушать мудрости Соломона; а вотъ, здѣсь больше Соломона. Никто, зажегши свѣчу, не ставитъ ея въ сокровенномъ мѣстѣ, ни подъ сосудомъ; но ставитъ на подсвѣчникѣ, чтобы входящіе видѣли свѣтъ. Свѣтильникъ тѣла есть око; если око твое будетъ чисто, то и все тѣло твое будетъ свѣтло; а если око будетъ худо, то и все тѣло твое будетъ темно. И такъ, смотри, свѣтъ, который въ тебѣ, не есть ли тьма? Если же тѣло твое все свѣтло и не имѣетъ ни одной темной части; то будетъ свѣтло все такъ, какъ бы свѣтильникъ освѣщалъ тебя сіяніемъ».

Когда Іисусъ Христосъ еще говорилъ; пришли мать и братья Его и стояли внѣ дома, желая говорить съ Нимъ. Нѣкто хотѣлъ напомнить Іисусу о матери и сказалъ Ему: «вотъ мать Твоя и братья Твои спрашиваютъ Тебя». Іисусъ въ отвѣтъ возразилъ говорившему: «кто мать Моя и кто братья Мои?» И потомъ, указавъ рукою на учениковъ Своихъ, Онъ прибавилъ: «вотъ мать Моя и братья Мои; ибо кто будетъ исполнять волю Отца Моего небеснаго, тотъ братъ Мнѣ, и сестра, и мать».