Косточка-певунья (Гримм; Снессорева)/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Косточка-пѣвунья
авторъ Братья Гриммъ, пер. Софья Ивановна Снессорева
Оригинал: нем. Der singende Knochen. — Источникъ: Братья Гриммъ. Народныя сказки, собранныя братьями Гриммами. — СПб.: Изданіе И. И. Глазунова, 1870. — Т. I. — С. 209.

Въ нѣкоторомъ царствѣ, не въ нашемъ государствѣ, появился кабанъ, который опустошалъ поля, истреблялъ скотъ и своими страшными клыками наносилъ раны людямъ. Государь обѣщалъ превеликую награду тому, кто избавитъ государство его отъ такой напасти; но звѣрь былъ такъ чудовищно великъ и силенъ, что никто не осмѣливался и близко подойти къ лѣсу, гдѣ онъ жилъ.

Дошло до того, что государь повелѣлъ объявить всенародно, что, кто побѣдитъ или убьетъ это страшное чудовище, тотъ получитъ въ жены его единственную дочь.

Въ томъ самомъ государствѣ жили два брата, сыновья одного бѣдняка. Услыхавъ о царскомъ указѣ, оба брата рѣшились на этотъ подвигъ. Старшій былъ уменъ и лукавъ, и рѣшился на то изъ гордости; младшій же, добрый и простоватый, изъ великодушія пошелъ на то же.

Государь сказалъ обоимъ братьямъ:

— Надо вамъ съ разныхъ сторонъ отправиться въ лѣсъ, чтобы навѣрняка настигнуть чудовище.

Братья послѣдовали царскому совѣту. Старшій отправился съ запада, младшій — съ востока.

Не прошло и минуты, видитъ младшій: идетъ къ нему на встрѣчу человѣчекъ съ чернымъ копьемъ въ рукѣ.

— Вотъ тебѣ копье, — говоритъ онъ, — дарю тебѣ его за твое невинное и доброе сердце. Съ этимъ оружіемъ можешь безъ страха идти на дикаго звѣря: не сдѣлаетъ онъ тебѣ вреда.

Добрый молодецъ поблагодарилъ карлика, перекинулъ на плечо копье и пошелъ безъ страха впередъ. Скоро увидѣлъ онъ дикаго звѣря, который шелъ прямо на него. Не испугался добрый молодецъ, схватилъ въ руку копье, выставилъ его впередъ, а самъ ждетъ, что будетъ. Кабанъ бросился на копье, да съ такою яростью, что копье пронзило насквозь самое его сердце и онъ повалился и тутъ же издохъ.

Взваливъ на плечи свою добычу, добрый молодецъ пошелъ назадъ, къ царскимъ палатамъ, чтобы скорѣе порадовать батюшку-царя своею побѣдою.

Но, выйдя съ другого конца лѣса, добрякъ увидѣлъ трактиръ, гдѣ веселились, пили, пѣли и плясали много веселыхъ товарищей. Старшій его братъ тоже былъ въ ихъ числѣ.

Отправился-было онъ на кабана, да и подумалъ:

«Кабанъ не уйдетъ отъ меня, а не лучше ли придать себѣ духу косушкою добраго вина?»

Но при видѣ младшаго брата съ добычею на плечахъ черная зависть зашевелилась въ его злобномъ сердцѣ.

— Войди на минуту, — закричалъ онъ ему, — отдохни и выпей стаканъ вина, это подкрѣпитъ тебя.

Младшій братъ, не подозрѣвая злаго умысла, зашелъ въ трактиръ, разсказалъ старшему брату, какъ онъ встрѣтилъ человѣка, и какъ тотъ далъ ему черное копье, которымъ онъ и убилъ кабана. Злой и лукавый братъ задержалъ его въ трактирѣ до вечера и тогда пошелъ его провожать.

Совсѣмъ уже стемнѣло, когда они подошли къ узенькому мостику, перекинутому черезъ ручей; старшій съ умысломъ пропустилъ младшаго впередъ, и какъ только вышли они на средину моста, злодѣй ударилъ довѣрчиваго брата по головѣ такъ сильно, что тотъ упалъ мертвымъ. Не теряя времени, убійца похоронилъ брата подъ мостикомъ, а самъ взялъ кабана и представилъ его царю, говоря, что онъ убилъ его, за что царь отдалъ за него дочь свою.

Между тѣмъ всѣ дивятся, что младшій братъ не возвращается, а старшій на то въ отвѣтъ:

— Видно дикій вепрь растерзалъ его.

И всѣ повѣрили ему.

Но отъ Бога ничто не можетъ утаиться, и этотъ злодѣйскій поступокъ тоже долженъ открыться современемъ.

Много лѣтъ спустя, погналъ пастухъ стадо овецъ черезъ тотъ мостикъ и видитъ подъ мостомъ въ пескѣ бѣлую, какъ снѣгъ, косточку.

«Эко славное дульцо для рожка!» — думаетъ онъ.

Спустился онъ въ ровъ, досталъ косточку, изъ которой и вырѣзалъ дульцо для своего рожка. Вздумалъ онъ поиграть на немъ, вдругъ косточка сама собою запѣла:

«Добрый пастушокъ, играй
На бѣлой косточкѣ моей.
Меня братецъ убилъ
И подъ мостомъ схоронилъ,
Чтобъ кабаномъ завладѣть
И царевну получить».

— Вотъ-то волшебный рожокъ! — воскликнулъ пастухъ съ удивленіемъ, — вишь, самъ собою распѣваетъ! Отнести-ка его скорѣе къ нашему батюшкѣ-царю.

Явился онъ предъ ясныя очи государя, сталъ играть на рожкѣ, а рожокъ опять свою пѣсню запѣлъ:

«Добрый пастушокъ, играй
На бѣлой косточкѣ моей.
Меня братецъ убилъ
И подъ мостомъ схоронилъ,
Чтобъ кабаномъ завладѣть
И царевну получить».

Царь тотчасъ смекнулъ въ чемъ дѣло и отдалъ повелѣніе рыть подъ мостомъ, гдѣ скоро нашли трупъ бѣднаго брата.

А злодѣю брату никакъ нельзя уже было отрекаться отъ братоубійства. Его зашили въ мѣшокъ и живого бросили въ тотъ самый рулей, гдѣ онъ тотчасъ и утонулъ.

А кости бѣднаго невиннаго брата были перенесены на кладбище и съ миромъ погребены въ прекрасномъ гробу.