К лире (Петь Румянцова сбирался — Державин)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
К лире (Петь Румянцова собрался…)
автор Гавриил Романович Державин (1743—1816)
См. Стихотворения 1797. Дата создания: 1797. Источник: Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. — СПб.: Изд. Имп. Академии наук, 1865. — Т. 2. Стихотворения. Часть II. — С. 135—137.

К лире

Петь Румянцова сбирался,
Петь Суворова хотел;
Гром от лиры раздавался
И со струн огонь летел....
Но завистливой судьбою
Задунайский кончил век[1] ,
А Рымникский скрылся тмою,
Как неславный человек.
Что ж? Приятна ли им будет,
Лира, днесь твоя хвала?
Мир без нас не позабудет
Их бессмертные дела.
Так не надо звучных строев:
Переладим струны вновь;
Петь откажемся героев[2],
А начнем мы петь любовь.

1797

Комментарий Я. Грота

Это — подражание Анакреоновской оде (Ι, Εἰς λύραν; 23, Εἰς κιθάραν), из которой заимствовались не только новые, но и древние поэты, именно Гораций и Овидий. У нас еще прежде Державина ею воспользовался Ломоносов, переведя ее и приложив ответ Анакреону. Но Державин не перевел, а переделал подлинник, взяв из него только основную мысль. То же сделал уже и Сумароков, но он удалился гораздо более от подлинника (Соч. его, ч. II, стр. 189).

Пьеса эта в первый раз была напечатана в Анакр. песнях 1804 г., стр. 51, с таким объяснением в оглавлении: «Похвала графу Румянцову и Суворову, когда первый скончался, а второй находился под гневом императора в его деревне; 1797 года ноября   дня»; потом в издании 1808, ч. III, XXI.

Значение рисунков: «1) Поэт желал на лире воспевать военные подвиги в образе орла, сидящего на барабане и знаменах; но Любовь с тылу поднесла ему ноты и он запел то, что увидел, а не то, что хотел. 2) Две горлицы, символ любви и кротости, опутав цветами знаки ликторской власти, уносят их в свое царство» (Об. Д.).

  1. Задунайский кончил век и проч.

    Румянцов умер 8 декабря; Суворов впал в немилость за некоторые неосторожные отзывы о нововведениях императора Павла. «Сказывали, что он перед разводом показывал свою блажность, говоря: пукли не пушки, коса не тесак, а я не прусак, я фельдмаршал в поле, а не при пароле. Удивительно, что сей тонкий человек говорил такие речи, которые не сходствовали с его умом. Государю о том донесли, и он послал за ним фельдъегеря, с которым он приехал и явился на другой день на вахтпараде. Вскоре он сослан был в свои деревни, в Новгородской губернии находящиеся, где и проживал под присмотром земской полиции до назначения его командовать российско-австрийскою армией в Италии против Французов» (Зап. Л. Энгельгардта. стр. 154. Ср. выше, стр. 36, примеч. 13 к оде На возвращение гр. Зубова из Персии). При воцарении императора Павла Суворов был начальником екатеринославской дивизии и издавна пользовался особенным благоволением его. Но уже в начале 1797 г. Суворов навлек на себя гнев государя за разные отступления от вновь вводимых тогда военных постановлений. В приложениях к Истории войны в 1799 г. (ч. I, стр. 489 и следд.) помещен целый ряд рескриптов, в которых Павел I выражал ему свое неудовольствие за употребление офицеров в курьерские должности, за увольнение их своею властью в отпуск и т. п. Суворов подал в отставку, но еще прежде нежели прошение его пришло в Петербург, был уволен 6 февраля 1797 года: отношением от 14-го числа гр. Ростопчин писал ему: «Государь император, получа донесение в. с., соизволил указать мне доставить к сведению вашему, что желание ваше предупреждено было и что вы отставлены еще 6 числа сего месяца».

  2. Петь откажемся героев и проч.

    Ср. в пьесе Пушкина Анакреон (1815):

    «Хочет петь он бога брани,
    Но поет одну любовь».