Основы учения о функциях мозга. Выпуск 7 (Бехтерев)/1907 (ДО)/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки


[1253]
Значеніе мозговой коры въ отношеніи обонянія.

Одинъ изъ существенныхъ и важныхъ вопросовъ физіологіи мозга заключается въ томъ, обнаруживаютъ ли собаки, лишенныя полушарій, какія-либо проявленія обонянія? Собаки Goltz’а, какъ извѣстно, были вполнѣ лишены обонянія, но у нихъ вмѣстѣ съ полушаріями удалялись и lobi olfactorii, вслѣдствіе чего эти опыты въ рѣшеніи вышеуказаннаго вопроса не имѣютъ значенія. Въ виду этого въ особыхъ опытахъ я производилъ операцію удаленія мозговыхъ полушарій со включеніемъ обѣихъ височныхъ долей, причемъ lobus и bulbus [1254]olfactorius съ обонятельнымъ полемъ оставались сохраненными. При этомъ я пытался убѣдиться, имѣются ли у животныхъ тѣ или другіе признаки обонянія. Оказалось, что такія животныя реагируютъ на сильно пахучія вещества, на болѣе слабыя они однако не проявляли внѣшней реакціи. Также нельзя было убѣдиться, чтобы они оріентировались въ отношеніи пищевыхъ веществъ съ помощью своего обонянія.

Все это заставляетъ насъ придти къ выводу, что такія животныя не только лишены обонятельныхъ представленій, но и обонятельныя ощущенія не воспринимаются ими по крайней мѣрѣ во всей полнотѣ. И если возможно говорить о какомъ-либо воспріятіи обонятельныхъ впечатлѣній животными безъ полушарій, но съ сохраненными обонятельными дольками, то не иначе, какъ о воспріятіи ихъ въ такой элементарной формѣ, которая не даетъ возможности животному оріентироваться въ отношеніи окружающихъ предметовъ, издающихъ запахи. Опытъ дѣйствительно показываетъ, что какъ раздраженія Шнейдеровой оболочки (напр. сѣроуглеродомъ), такъ и электрическое раздраженіе обонятельныхъ луковицъ у оперированныхъ животныхъ съ удаленіемъ значительной части мозговыхъ полушарій несомнѣнно отражается какъ на кровеобращеніи, такъ и на дыханіи, приводя къ экспираторной задержкѣ послѣдняго. Такимъ образомъ мы здѣсь имѣемъ рефлексъ съ специфическихъ обонятельныхъ нервныхъ проводниковъ, — рефлексъ, не исключающій конечно и воспріятія элементарныхъ обонятельныхъ ощущеній. Однако дальше этихъ заключеній въ разсматриваемомъ нами предметѣ мы идти не можемъ.

Во всякомъ случаѣ, руководясь вышеизложеннымъ, мы должны придти къ выводу, что воспріятіе дифференцированныхъ обонятельныхъ ощущеній, а равно и образованіе обонятельныхъ представленій есть функція мозговой коры полушарій.