Предположения к окончательному составлению законов (Сперанский)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Предположения к окончательному составлению законов
автор Михаил Михайлович Сперанский
Дата создания: 1826. Источник: Сканы, размещённые на Викискладе

[434]

ВВЕДЕНИЕ.

Предположения об окончательном составлении законов заключают в себе рассмотрение следующих вопросов:

1) Определить в точности пространство предприятия. [435]

2) Назначить соразмерные способы.

3) Установить постепенность работ и исчислить время их окончания.

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
О пространстве предприятия

Законы вообще можно разделить на два главные разряда: I. Коренные, или, как они в учреждении об императорской фамилии наименованы, основные (фундаментальные) и II. Законы управления.

К первому разряду принадлежат: законы о наследии престола, о порядке законодательства и о правах, разным состояниям от самодержавной власти присвоенных.

Ко второму разряду, по числу составных частей управления, принадлежат пять разделов: I. Законы права внешнего (трактаты); II. Законы военные; III. Законы полиции; IV. Законы судебные; V. Законы хозяйственные.

Первый разряд законов не входит в пределы настоящего предприятия.

Из второго разряда одни токмо три последние раздела составляют истинный предмет его.

Образ составления законов есть троякий: 1) свод, 2) уложение, 3) учебная книга.

Свод (digeste) есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок сей бывает или хронологический, когда законы слагаются по порядку их издания, невзирая на разность их содержания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов; или, наконец, систематический, когда они расположены по предметам и по тому же плану, какой принят в уложении.

Уложение (code) есть систематическое изложение законов по их предметам, так устроенное, чтобы 1) законы общие предшествовали частным, и предыдущие всегда приуготовляли бы точный смысл и разумение последующих; 2) чтоб все законы, по своду недостающие, дополнены были в уложении и обнимали бы сколь можно более случаев, не нисходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подробностям. [436]

Учебная книга (institutes) есть то же самое уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах.

Сверх сих трех главных видов есть еще четвертый, принадлежащий к уложению под именем изъяснений (commentaires). В них излагается разум или основание законов, дается отчет в причинах и необходимости дополнений или перемен, в уложении введенных, и установляется связь их с законами существующими.

Из трех разделов законов: полицейских, судебных и хозяйственных, одни токмо судебные могут и должны быть изложены в четырех видах, выше означенных, т. е. они должны быть составлены в виде свода, в виде уложения, учебной книги и изъяснений; законы же полицейские и хозяйственные могут принять один токмо вид свода.

Посему все предприятие разделяется на две главные части: на изложение законов судебных и изложение законов полицейских и хозяйственных.

А. Изложение законов судебных.

Законы судебные делятся на гражданские и уголовные; под именем первых разумеются все законы о собственности, в том числе и о собственности торговой; под именем вторых — все законы о преступлениях и наказаниях.

Гражданские законы заключают в себе три подразделения: 1) собственно так называемые законы о собственности, по коим она приобретается и отчуждается (code civil); 2) порядок гражданского судопроизводства, т. е. законы обрядов, по коим истец и ответчик должны поступать в отыскании и защищении собственности (code de procédure), и 3) законы об устройстве судебных гражданских мест (organisation judiciaire civile).

Уголовные законы заключают в себе те же три подразделения.

Таким образом свод, уложение, учебная книга и изъяснения в обоих родах законов должны заключать в себе три существенные части, выше сего означенные.

Все, что по сие время было сделано в своде и уложении сих законов, представляет одни только начатки. Своды в [437]особенности весьма недостаточны. Об учебной книге, кроме некоторых слабых опытов профессора Кукольника, и помышляемо еще не было. Некоторые начатки изъяснений сделаны в тетрадях, кои читаны были в совете при рассмотрении уложений.

Следовательно, в изложении судебных законов, пользуясь всеми доселе сделанными начинаниями, надлежит составить:

1) Свод,

2) Уложение,

3) Учебную книгу,

4) Изъяснения.

В. Изложение законов полицейских и хозяйственных.

Нет примера, да и невозможно почти составить уложение законов полицейских и хозяйственных. Самое существо сих законов, по непрестанной их движимости, изменениям и непрерывному приращению, не допускает систематического их изложения. Из того, что они имеют общего и неподвижного, можно составить учебную книгу, и полезно будет ввести ее в училищах.

Но свод сих законов и возможен, и необходим. Составив его раз, должно продолжать тем же порядком ежегодно. Частные своды, ныне существующие, и недостаточны, и неверны.

Сия мысль ведет в другой, не менее важной: к изданию всех вообще законов в хронологическом их порядке — предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств.

Из всего вышеозначенного видно, что все пространство предприятия состоит: I) в изложении законов судебных в виде свода, уложения, учебной книги и изъяснений; II) в изложении законов полицейских и хозяйственных в виде свода; III) в издании полного собрания законов в хронологическом порядке.

ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ.
О способах предприятия.

Опыт доказал, сколь способы наши ограничены. Сие и быть иначе не могло.

Три есть степени законоведения: приказный, он есть память законов без связи их отношений; ученый — он есть познание [438]законов в связи и систематическом отношении их предметов; государственный — он есть соображение законов с положением государства.

Из сих трех степеней один токмо первый составляет у нас предмет постоянных занятий и практического навыка. Второму едва положены в университетах слабые начала, без книг и без пособий. Третий зависит от личных способностей, и приобретается опытом дел государственных.

При сей ограниченности способов, нельзя однако же не заметить, что ныне их более, нежели 25 лет тому назад было. И следовательно есть возможность усилить действия комиссии: 1) лучшим ее устройством; 2) лучшим выбором людей.

1) Устройство комиссии.

Из всех доселе бывших устройств самое простейшее есть то, которое было установлено в 1810 году при образовании государственного совета. По самому существу ее упражнений она принадлежит к сему месту. Один директор и несколько редакторов удовлетворяют всем ее потребностям. Редакторы могут между собою иметь совещание под надзором директора; но они не могут и не должны составлять совета при совете. Совет, который один может судить о произведениях их, есть совет государственный в двух его степенях: в департаменте и общем собрании.

2) Выбор людей.

При сем представляются соображения, от действительного статского советника Балугьянского сообщенные[1].

Хотя сими двумя средствами действие комиссии может быть усилено, но всех трудов, ей предлежащих, ни обнять, ни совершить с надлежащим и нужным совращением времени она не может. К сему нужно другое их распределение.

Составление сводов и приуготовление полного собрания законов требует знания, но еще более точности и труда.

Напротив, в составлении уложения менее труда, но более нужно знания и соображения. В уложении должно различать [439]три рода статей. Одни составляются из законов существующих; другие вводятся вновь в виде дополнений; третьи, наконец, составляют перемену в законе. Статьи первого рода суть основа всего дела; но они недостаточны: множество есть у нас случаев, законом не определенных — отсюда произвольные решения и принужденные толкования, большею частью также произвольные. Статьи второго рода должны быть по сей самой причине многочисленны, но все они должны быть единственно последствием первых. Статьи третьего рода должны быть весьма редки, все основаны на опыте и доказанной необходимости.

Работа первого рода (своды и издание законов) может быть разделена между многими лицами, и по данному плану, при надзоре и ревизии, может быть произведена ими с успехом.

Напротив, работа второго рода почти не терпит разделения. В ней должно быть единство начал и единство слога, и, следовательно, она должна быть произведена одним, и что еще нужнее, должна быть произведена под непосредственным надзором самого законодателя. Никто, никакой совет заменить его не может, или, по крайней мере, заменять не должен. Впоследствии, когда проект уложения будет составлен, полезно и нужно будет внять мнению совета: полезно для того, что из самого различия мнений можно лучше удостовериться в том смысле, в коем закон исполнителями его будет принимаем: нужно для того, что из соображения разных мнений часто открывается истина.

Отсюда открывается необходимость и польза следующего распределения:

I. Поставить комиссии в обязанность в течение двух лет окончить следующие работы:

1) Свод законов гражданских.

2) Свод законов уголовных.

3) Свод законов полиции и хозяйства.

4) Учебную книгу законов судебных.

5) Приуготовить издание полного собрания законов по хронологическому порядку.

II. Состав самого уложения гражданского и уголовного, с принадлежащими в нему изъяснениями, поручить особому лицу, [440]которое бы, состоя в непрерывной связи с комиссиею, производило сию работу под непосредственным надзором законодателя.

ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ.
О порядке работ и исчисление времени.
1826 год.

Гражданское уложение, с принадлежащими к нему изъяснениями, в новом виде и по новому всех частей его расположению, может быть готово к 1-му мая сего года. Свод к нему хотя рассеян, но может быть собран, и составит основу сей работы.

Между тем сии самые три месяца комиссия употребит для составления свода судебного, гражданского устава и образования судебных гражданских мест, и доставит его к редактору уложения.

Устав судебный, на сем своде основанный, и устройство судебных гражданских мест могут быть окончены в течение восьми месяцев, к 1-му января 1827 года.

Между тем в сии самые восемь месяцев комиссия составит свод законов уголовных и свод судебного уголовного устава, и сверх того может окончить учебную книгу гражданских законов.

Сим заключатся работы 1826 года; в течение оного окончено будет гражданское уложение с принадлежащим к нему уставом, во всех его видах, то есть: в виде уложения, свода, изъяснений и учебной книги.

1827 год.

В течение сего года могут быть окончены следующие работы:

1) Гражданское уложение будет рассмотрено в совете.

2) По сводам, в начале сего года от комиссии полученным, редактор окончить уголовное уложение с судебным его уставом и устройством судебных мест.

3) Комиссия приуготовит полное собрание всех законов.

4) Она приуготовит учебную книгу уголовных законов.

Сим заключатся работы 1827 года, и оба уложения, во всех их видах, будут окончены. [441]

1828 год.

1) Гражданское уложение может быть введено в действие.

2) Учебная книга гражданских законов может быть введена в училища.

3) Уголовное уложение с уставом может быть рассмотрено в совете.

4) Собрание законов может быть напечатано.

5) Комиссия составит свод законов полицейских и хозяйственных.

6) К концу года уголовное уложение может быть напечатано и в следующем году введено в действие.

7) К концу же года учебная книга законов уголовных может быть введена в училища.

Сим окончится весь круг работ, комиссии предлежащих.

Впоследствии, уменьшив число ее чиновников, она будет иметь одно постоянное упражнение: издавать ежегодно все исходящие узаконения, сводя судебные с уложениями, а полицейские и хозяйственные с прежними их сводами, и таким образом все законодательство сих трех частей содержимо будет в единстве и ясности.


Примечания[править]

  1. Записки Балугьянского мы не имели под руками. А. Б.



Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.