РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
О сервитутах или повинностях между имениями.
[править]637. Сервитут есть повинность, лежащая на одном имении для пользы и потребностей другого имения, принадлежащего иному собственнику.
638. Сервитут не дает никакого преобладания одному имению над другим.
639. Сервитут проистекает или из естественного положения местностей, или из обязательств, установленных законом, или же из соглашений между самими собственниками.
О сервитутах, проистекающих из положения местностей.
640. Имения ниже лежащие, по отношению к имениям выше лежащим, обязаны принимать воды, стекающие с них естественно и без всякого участия в том человеческих рук.
Собственник ниже лежащего участка не вправе устраивать плотин, которые мешали бы такому стоку.
Собственник ниже лежащего участка не вправе делать ничего такого, что отягчало бы сервитут, коим обременено ниже лежащее имение.
641. Лицо, в имении которого есть источник, может пользоваться им по своему усмотрению, без нарушения однако прав собственника ниже лежащего имения, приобретенных по акту или по давности.
642. Право давности в сем случае приобретается не иначе, как посредством непрерывного пользования в продолжении тридцати лет, считая с того времени, когда собственник ниже лежащего имения совершил и закончил видимые работы, предназначенные для облегчения стока и течения воды в своем имении.
643. Собственник источника не может изменять его течения, когда оно доставляет жителям общины, селения или выселка необходимую для них воду; но если жители оных не приобрели права пользования источником, или если утратили оное по давности, то собственник может требовать вознаграждения, которое определяется сведущими людьми.
644. Собственник участка, прилегающего к проточной воде, если она, по статье 538 раздела о разных родах имуществ, не составляет собственности государства, может пользоваться ею, для орошения своих земель, лишь по береговому ее течению.
Собственник того имения, через которое протекает такая вода, может пользоваться ею на всем пространстве, по которому она проходит, с обязанностью однако дать воде, при выходе ее из имения, обыкновенное ее течение.
645. Если возникнет спор между собственниками, которым эти воды могут быть полезны, то суды, при постановлении решения, обязаны согласовать интересы земледелия с должным уважением к праву собственности; причем во всяком случае должны быть соблюдаемы особые и местные постановления о течении вод и о пользовании ими.
646. Каждый собственник может обязать своего соседа к разграничению смежных имений. Разграничение производится за общий счет.
647. Каждый собственник может огородить свое имение, при соблюдении изъятия, указанного в статье 682.
648. Собственник, огораживающий свое имение, теряет право выгона (droit au parcours et vaine pâture), соразмерно тому пространству земли, которое им самим изъято от этого права.
О сервитутах, установленных законом.
649. Сервитуты, установленные законом, имеют целью пользу общественную, или пользу общины, или же пользу частных лиц.
650. Сервитуты, установленные для пользы общественной или для пользы общины, имеют своим предметом: бечевники вдоль берегов судоходных или сплавных рек, сооружение и исправление дорог, и другие общественные либо общинные работы.
Все, что касается сервитутов этого рода, определяется особыми законами или постановлениями.
651. Закон подчиняет собственников, одного в отношении к другому, разным обязательствам, независимо от всякого соглашения.
652. Некоторые из этих обязательств определены в законах о сельской полиции. Прочие относятся к общим стенам и рвам, к возведению подстенков, к праву иметь вид на собственность соседа, к стокам с крыш и к праву прохода.
Об общих стенах и рвах.
653. В городах и селениях всякая смежная стена между строениями до высоты низшего из них (jusqu'á l'héberge), между дворами и садами, а равно и между огороженными полевыми участками, предполагается общей, если нет акта или признака, указывающего тому противное.
654. Признаком того, что стена не общая, служит то, когда верхняя часть стены с одной стороны пряма и отвесна, а с другой образует наклонную плоскость.
Также и то, когда только с одной стороны находится стенная крыша или выступ карниза и выдающиеся крагштейны, оставленные при постройке стены.
В этих случаях стена считается принадлежащей исключительно тому собственнику, на стороне коего находятся водосточная труба или крагштейны и выступ карниза.
655. Исправление и перестройка общей стены лежат на обязанности тех лиц, которые имеют на нее право, и соразмерно праву каждого из них.
656. Однако каждый из сохозяев общей стены может освободиться от обязанности участвовать в ее исправлении и перестройке, отказавшись от права на стену, если только она не поддерживает принадлежащего ему строения.
657. Каждый из сохозяев может к общей стене делать пристройки и укреплять в нее балки или брусья во всю толщину стены, оставляя пятьдесят четыре миллиметра (два дюйма) ([1]), чем не устраняется право соседа укоротить долотом балку до половины толщины стены в случае, если бы он сам пожелал в том же месте укрепить балки или прислонить трубу.
658. Каждый из сохозяев может надстроить общую стену, но он один несет издержки по надстройке и по ремонтному исправлению той части которая превышает высоту общей стены, и сверх того обязан вознаградить за вред, причиняемый стене давлением, смотря по высоте и стоимости надстройки.
659. Если общая стена не может выдержать надстройки, то тот, кто желает ее надстроить, должен перестроить ее вполне за свой счет, и утолщение стены должно быть произведено на его стороне.
660. Сосед, не принимавший участия в надстройке, может приобрести ее на праве общей собственности, уплатив половину сделанных на нее издержек и ценность половины земли, отошедшей под утолщение стены, если таковое последовало.
661. Всякий собственник земли, примыкающей к чужой стене, имеет также право сделать ее общей в целом ее составе или в части, уплатив хозяину стены половину ее стоимости или половину стоимости той части, которую желает сделать общей, и половину стоимости земли, на которой стена построена.
662. Сосед не вправе делать в общей стене углублений, а также приставлять к ней или упирать в нее какое-либо сооружение, без согласия другого соседа или, в случае его отказа, без предварительного определения сведущими людьми необходимых мер, чтобы новое сооружение не вредило правам соседа.
663. В городах и предместьях каждый может принудить своего соседа принять участие в постройке и починке стены или ограды разделяющей их дома, дворы и сады, расположенные в тех городах и предместьях; высота стены определяется согласно особым постановлениям или постоянным и принятым обычаям, a при недостатке обычаев или таких правил, каждая разделяющая соседей стена, которая будет впредь построена или возобновлена, должна иметь по крайней мере тридцать два дециметра (десять футов) ([2]) высоты, с стенною крышей включительно, в городах имеющих пятьдесят тысяч и более жителей, и двадцать шесть дециметров (восемь футов) ([3]) в других городах.
664. Если различные этажи дома принадлежат разным собственникам и в актах на оные не определяется порядка починок и перестроек, то они должны быть производимы следующим образом:
капитальные стены и крыша содержатся за счет всех собственников, соразмерно стоимости этажей, им принадлежащих;
собственники настилают пол, каждый в своем этаже;
собственник первого этажа строит лестницу, которая ведет в этот этаж; собственник второго — строит лестницу, которая к нему ведет с первого этажа, и так далее.
665. В случае перестройки общей стены или дома, сервитуты активные и пассивные продолжаются по отношению к новой стене или новому дому, с тем однако, чтобы они не были обременительнее прежнего, и в том только случае, если перестройка последовала до истечения давности.
666. Все рвы между двумя имениями считаются общими, если нет акта или признака, указывающего тому противное.
667. Признаком несуществования общности считается то, когда насыпь или отбросная земля находится на одной лишь стороне рва.
668. Ров считается исключительною собственностью того, на чьей стороне находится отбросная земля.
669. Общий ров должен содержаться за общий счет.
670. Всякая изгородь, разделяющая имения, признается общей, за исключением тех случаев, когда только одно имение огорожено, или же когда акт либо давностное владение доказывают противное.
671. Дозволяется садить высокоствольные деревья только на расстоянии, предписанном существующими особыми правилами или постоянными и признанными обычаями; при недостатке правил или обычаев, только на расстоянии двух метров ([4]) от пограничной между обоими имениями линии, для деревьев высокоствольных, и на расстоянии полуметра ([5]) для других деревьев и живых изгородей.
672. Сосед может требовать, чтобы деревья и изгороди, посаженные на меньшем расстоянии, были вырыты.
Собственник, на имение которого выдаются ветви деревьев соседа, может принудить сего последнего их обрубить.
Если же в его имение проходят корни, то он вправе сам их здесь вырубить.
673. Деревья, находящиеся в общей изгороди, признаются общими как и самая изгородь, и каждый из обоих собственников вправе требовать, чтобы они были срублены.
О расстояниях и особых работах при некоторых постройках.
674. Кто хочет рыть колодезь или выгребную яму возле стены общей или необщей; кто хочет к ней пристроить трубу или очаг, кузницу, хлебную или иную печь; приставить к ней помещение для скота; или устроить у этой стены соляной магазин или склад едких материалов, тот обязан оставить расстояние, определенное особыми постановлениями или обычаями, или же произвести предписанные в тех же постановлениях и обычаях работы, для предупреждения вреда соседу.
О праве иметь вид на собственность соседа.
675. Сосед не может, без согласия другого, устраивать в общей стене никакого окна или отверстия, каким бы то ни было образом, хотя бы и с глухими рамами.
676. Собственник стены не общей, примыкающей непосредственно к чужому имению, может устраивать в этой стене просветы или окна с железной решеткой и глухими рамами.
Окна эти должны быть с железными решетками, расстояние между прутьями которых не должно быть более одного дециметра (около трех дюймов и восьми линий), и с глухими рамами.
677. Окна эти или просветы не могут быть устроены иначе, как на двадцать шесть дециметров (восемь футов) от полу или от земли комнаты, которую хотят осветить, если это в нижнем этаже, и на девятнадцать дециметров (шесть футов) от полу в верхних этажах.
678. He дозволяется устраивать отверстий или окон для вида в прямом направлении, балконов или иных подобных выступов на огороженное или неогороженное имение соседа, если между стеной, в которой они устраиваются, и упомянутым имением менее девятнадцати дециметров (шести футов) расстояния.
679. He дозволяется делать отверстий для вида в боковом или косвенном направлении на то же имение, если нет шести дециметров (двух футов) расстояния.
680. Расстояние, определенное в двух предыдущих статьях, исчисляется от внешней стороны стены, в которой делается отверстие, а если есть балконы или иные подобные выступы, то от их внешней линии — до линии, разделяющей оба имения.
О стоках с крыш.
681. Каждый собственник должен устраивать крыши таким образом, чтобы дождевая вода стекала на его землю или на общую дорогу, но не может отводить ее на землю соседа.
О праве прохода.
682. Собственник, земли которого со всех сторон огорожены, и который не имеет никакого выхода на общую дорогу, может, для пользы своего имения, требовать прохода через земли своих соседей, с обязанностью надлежащего вознаграждения за вред, какой он может причинить.
683. Проход устраивается, по общему правилу, с той стороны, с которой будет кратчайшее расстояние от огороженного имения до общей дороги.
684. Проход должен быть, однако, проложен в местности, наименее убыточной для лица, через земли коего он дозволен.
685. Иск о вознаграждении, в случае, статьей 682 предусмотренном, подлежит давности; но право на проход продолжается, хотя бы право на означенный иск было утрачено.
О сервитутах, установляемых по воле частных лиц.
О разных родах сервитутов, которые могут быть установляемы на имуществах.
686. Собственникам дозволяется установлять на своих имениях или для пользы своих имений такие сервитуты, какие они заблагорассудят, с тем однако, чтобы установляемые сервитуты не были налагаемы ни на лицо, ни для лица, а лишь на имение и для имения, и чтобы сервитуты эти не заключали притом в себе ничего противного общественному порядку.
Пользование такими сервитутами и объем их определяются актом их установления, а за недостатком такового, правилами, ниже изложенными.
687. Сервитуты установляются или для зданий, или для земель.
Сервитуты первого рода называются городскими, где бы ни находились здания, для которых сервитуты установлены, — в городе или в деревне.
Сервитуты второго рода называются сельскими.
688. Сервитуты бывают или постоянные или непостоянные.
Постоянные сервитуты суть те, пользование которыми продолжается или может продолжаться непрерывно, не требуя всякий раз действия человека; таковы: водопроводы, стоки, право на вид и другие того же рода.
Непостоянные сервитуты суть те, для пользования которыми необходимо каждый раз действие человека; таковы: право прохода, право черпать воду, право пастбища и т. п.
689. Сервитуты бывают явные или неявные.
Явные сервитуты суть те, существование которых выражается внешними постройками, каковы: дверь, окно, водопровод.
Сервитуты неявные суть те, которые не имеют внешнего признака своего существования, как например: запрещение строить на известной земле или право строить до известной только высоты.
Об установлении сервитутов.
690. Сервитуты постоянные и явные приобретаются посредством акта или тридцатилетнего владения.
691. Сервитуты постоянные неявные и сервитуты непостоянные, как явные, так и неявные, могут быть установляемы не иначе, как посредством актов.
Владение даже незапамятное недостаточно для установления их; однако не подлежат в настоящее время оспариванию сервитуты этого рода, уже приобретенные владением, в тех частях края, где они могли быть приобретаемы этим способом.
692. Распоряжение хозяина равносильно акту относительно сервитутов постоянных и явных.
693. Такое распоряжение только тогда считается существующим, когда доказано, что два имения, в настоящее время разделенные, принадлежали одному и тому же собственнику, и что он привел их сам в то состояние, из которого проистекает сервитут.
694. Если собственник двух имений, между которыми существует явный признак сервитута, делает распоряжение относительно одного из этих имений так, что в договоре не содержится никакого условия, относящегося к сервитуту, то сей последний не перестает существовать активно или пассивно для отчужденного имения или на отчужденном имении.
695. Акт установления сервитута, по отношению к тем из них, кои не могут быть приобретаемы давностью, может быть заменен только актом, содержащим признание сервитута и исходящим от собственника имения, обремененного сервитутом.
696. Кто установляет сервитут, тот признается давшим согласие на все, что необходимо для пользования оным.
Посему, право черпать воду из чужого источника необходимо заключает в себе и право прохода.
О правах собственника имения, для которого сервитут установлен.
697. Кто имеет право на сервитут, тот может производить всякого рода работы, необходимые для осуществления и сохранения оного.
698. Работы эти производятся за его счет, a не за счет собственника имения, обремененного сервитутом, если только акт установления сервитута не заключает в себе условия тому противного.
699. Собственник обремененного сервитутом имения, даже в том случае, когда обязан в силу акта сделать за свой счет работы, необходимые для осуществления и сохранения сервитута, может всегда освободиться от такой обязанности, отказавшись от имения, обремененного сервитутом, в пользу собственника того имения, для которого установлен сервитут.
700. Если имение, для которого сервитут был установлен, подвергнется разделу, то сервитут сохраняется для каждой части, но с тем, чтобы положение обремененного сервитутом имения не сделалось более тягостным.
Посему, по отношению к праву прохода, все сохозяева обязаны пользоваться оным в одном и том же месте.
701. Собственник имения, обремененного сервитутом, не вправе делать ничего такого, что уменьшало бы возможность пользоваться сервитутом или делало пользование менее удобным.
Посему, он не может изменять положение местностей, ни переносить пользование сервитутом на иное место, нежели какое было первоначально назначено.
Если бы однако это первоначальное назначение сделалось для собственника обремененного имения более тягостным, или если бы оно препятствовало ему делать выгодные улучшения в имении, то он может предложить собственнику другого имения место, равно удобное для осуществления его прав, от чего последний отказаться не может.
702. С своей стороны, тот, кто имеет право на сервитут, может пользоваться им не иначе, как согласно своему правооснованию и не может делать, ни в имении, обремененном сервитутом, ни в имении, в пользу которого сервитут установлен, перемен, которые бы отягощали состояние первого.
О прекращении сервитутов.
703. Сервитуты прекращаются, когда вещи придут в такое состояние, что пользование ими сделается невозможным.
704. Сервитуты возобновляются, когда вещи придут снова в такое состояние, что их употребление сделается возможным, если только не прошло уже время, достаточное для предположения о прекращении сервитута, как о том постановлено в статье 707.
705. Всякий сервитут прекращается, коль скоро имение, для которого он был установлен, и то имение, которое было им обременено, соединятся в одних руках.
706. Сервитут прекращается вследствие неосуществления его в течение тридцати лет.
707. Течение этих тридцати лет, смотря по различным родам сервитутов, начинается или со дня, в который прекратилось пользование сервитутом, если оно относится к сервитутам непостоянным, или со дня, в который совершено было действие в противность сервитуту, если идет речь о сервитутах постоянных.
708. Способ пользования сервитутом может подлежать давности, точно также как и самый сервитут и таким же точно образом.
709. Если имение, для которого установлен сервитут, принадлежит нескольким лицам нераздельно, то пользование одного из них препятствует наступлению давности по отношению к другим.
710. Если в числе сохозяев находится лицо, против которого течение давности останавливается, каковы несовершеннолетние, то тем самым сохраняется и право остальных.