Невидимая брань (Никодим Святогорец)/1892 (ДО)/Часть 1/Глава 13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[48]

Глава тринадцатая.

О томъ, какъ надлежитъ воевать противъ безсловесной воли чувственной, и о дѣланіяхъ, какія должна проходить воля, чтобы стяжать навыкъ въ добродѣтеляхъ.


Всякій разъ, какъ безсловесная воля чувственная съ одной стороны, а воля Божія, совѣстію изрекаемая, съ другой борятъ свободное твое произволеніе и влекутъ его къ себѣ, ища препобѣдить его, надлежитъ тебѣ, если ты искренній ревнитель о добрѣ, съ своей стороны употреблять подобающіе пріемы, чтобъ способствовать волѣ Божіей одержать побѣду. Для сего:

а) Какъ только ощутишь движенія низшей чувственной и страстной воли, тотчасъ всеусильно воспротивься имъ и отнюдь не допускай, чтобъ твое произволеніе склонялось на нихъ, хотя мало, — подави ихъ, отжени, отрѣй отъ себя сильнымъ напряженіемъ воли.

б) Чтобъ это успѣшнѣе совершилось и принесло добрый плодъ, спѣши возгрѣть вседушную непріязнь къ такого рода движеніямъ, какъ къ врагамъ своимъ, ищущимъ похитить и погубить душу твою, — разгнѣвайся на нихъ.

в) Но въ тоже время не забывай взывать къ Подвигопомощнику нашему, Господу Іисусу Христу о помощи, огражденіи и укрѣпленіи доброй воли твоей: ибо безъ Него не можемъ мы имѣть успѣха ни въ чемъ.

г) Сіи три внутреннія дѣйствія, искренніе воспроизведенныя въ душѣ, всякій разъ дадутъ тебѣ побѣду надъ [49] недобрыми движеніями. Но это есть только прогнаніе враговъ. Если хочешь ихъ самихъ поразить въ самое сердце, для сего теперь же, если удобно, сдѣлай что-нибудь противоположное тому, что внушало страстное движеніе, а если можно, положи дѣлать то и всегда. Это послѣднее наконецъ совсѣмъ избавитъ тебя отъ появленія испытанныхъ тобою нападеній.

Пояснимъ это примѣромъ. Положимъ, что кто-нибудь оскорбилъ тебя чѣмъ-нибудь большимъ или малымъ, и у тебя поднялись движенія неудовольствія и раздраженія съ внушеніями отплатить. Внимай себѣ и спѣши сознать, что эти движенія хотятъ увлечь тебя не на доброе; потому стань въ позу воюющаго и защищайся: а) Пресѣки эти движенія, не давай имъ хода далѣе внутрь, и никакъ не допускай своему произволенію стать на сторону ихъ, будто правую. Это будетъ — воспротивиться имъ. б) Но они все стоятъ на глазахъ, готовыя опять къ наступленію; возставь потому непріязнь противъ нихъ, какъ противъ враговъ, и разгнѣвайся на нихъ, по чувству самосохраненія, пока можешь искренно сказать: неправду возненавидѣхъ и омерзихъ (Псал. 118, 168), или: совершенною ненавистію возненавидѣхъ я: во враги быша ми (Пс. 138, 22). Это сильный ударъ имъ, и они отодвинутся, но не исчезнутъ. Затѣмъ в) взывай къ Господу: Боже въ помощь мою вонми; Господи помощѝ ми потщися (Пс. 69, 2). И не переставай взывать, пока и слѣда не останется вражескихъ движеній, и не водворится миръ въ душѣ. г) Умирившись такъ, сдѣлай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою къ нему мирность и благорасположеніе, слово дружеское, одолженіе подручное и под. Это будетъ исполненіемъ того, что заповѣдуетъ св. Давидъ: уклонися отъ зла и сотвори благо (Пс. 83, 15). Такого рода дѣйствія прямо ведутъ къ навыку въ добродѣтели, противоположной тѣмъ [50] страстнымъ движеніямъ, которыя смущали; а навыкъ сей есть пораженіе ихъ въ сердце или умерщвленіе. Такого рода дѣйствія потрудись предупредить, или сопроводить, или заключить такимъ внутреннимъ рѣшеніемъ, которое навсегда дѣлало бы невозможными подобныя страстныя движенія; именно въ предлагаемомъ примѣрѣ, почетши себя достойнымъ оскорбленія всякаго, произведи въ себѣ желаніе оскорбленій и всякаго рода онеправдованій, возлюби ихъ и стань готовымъ съ радостію встрѣчать и принимать ихъ, какъ спасительнѣйшія врачевства. Въ другихъ же случаяхъ, другія соотвѣтственныя старайся возбудить и утвердить въ себѣ чувства и расположенія. Это будетъ — изгнать изъ сердца страсть и замѣстить ее противоположною ей добродѣтелію: что и есть цѣль невидимой брани.

Предложу тебѣ общее на всѣ случаи указаніе, по руководству св. Отцевъ. Три у насъ въ душѣ части или силы — мысленная, желательная и раздражительная. Отъ этихъ трехъ силъ, по причинѣ поврежденія ихъ, раждаются и троякаго рода неправые помыслы сдвиженія. Отъ силы мысленной раждаются помыслы: невѣрія, неблагодарности къ Богу и ропотливости, Богозабвенія, невѣдѣнія божескихъ вещей, неразсудительности, всякаго рода хульные помыслы. Отъ силы желательной раждаются помыслы: сластолюбія, славолюбія, сребролюбія, со всѣми ихъ многочисленными видоизмѣненіями, составляющими область самоугодія. Отъ силы раздражительной раждаются помыслы гнѣва, ненависти, зависти, мщенія, злорадства, зложелательства, и всѣ вообще злые помыслы. Всѣ такіе помыслы и движенія слѣдуетъ тебѣ побѣждать показанными пріемами, стараясь всякій разъ возставлять и водружать въ сердцѣ противоположныя имъ добрыя чувства и расположенія: вмѣсто невѣрія — несомнѣнную въ Бога вѣру, вмѣсто ропотливости — искреннее благодареніе Бога за все, вмѣсто Богозабвенія — непрестанную углубленную память о Богѣ вездѣсущемъ и [51] всесодержащемъ, вмѣсто невѣдѣнія — ясное созерцаніе или въ умѣ перебираніе всѣхъ спасительныхъ истинъ христіанскихъ, вмѣсто неразсудительности — чувства обученныя въ разсужденіи добра и зла, вмѣсто всякихъ хульныхъ помысловъ — Богохваленіе и славословіе; равнымъ образомъ вмѣсто сластолюбія — всякое воздержаніе, постничество и самоумерщвленіе, вмѣсто славолюбія — смиреніе и жажду безвѣстности, вмѣсто сребролюбія — довольство малымъ и нищетолюбіе; также вмѣсто гнѣва — кротость, вмѣсто ненависти — любовь, вмѣсто зависти — сорадованіе, вмѣсто мщенія — прощеніе и мирность, вмѣсто злорадства — состраданіе, вмѣсто зложелательства — доброхотство. Кратко совмѣщу все сіе съ св. Максимомъ въ слѣдующихъ положеніяхъ: мысленную силу свою укрась непрестаннымъ къ Богу вниманіемъ, молитвой и вѣдѣніемъ Божескихъ истинъ, силу желательную — полнымъ самоотверженіемъ и отрѣшеніемъ отъ всякаго самоугодія, силу раздражительную — любовію; и, вѣрное слово, свѣтъ ума твоего никогда не помрачится въ тебѣ и сказанные недобрые помыслы не возмогутъ найти мѣста въ тебѣ. Если ты самодѣятельно будешь возставлять въ себѣ утромъ, вечеромъ и въ другіе часы дня, исчисленныя добрыя чувства и расположенія, то враги невидимые не приближатся къ тебѣ; ибо въ такомъ случаѣ ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматриваетъ ополченіе свое и строитъ его въ боевой порядокъ, а на такого нападать, враги это знаютъ, неудобно.

Останови побольше вниманіе свое на послѣднемъ пунктѣ, — на дѣйствіяхъ противоположныхъ тѣмъ, къ какимъ влекутъ страстные помыслы, и на водруженіе въ сердцѣ противоположныхъ страстямъ чувствъ и расположеній. Только этимъ способомъ можешь ты искоренить въ себѣ страсти и стать въ болѣе безопасное положеніе. Ибо пока корни страстей остаются внутри, они всегда [52] будутъ производить изъ себя свои порожденія и ими затуманивать ликъ добродѣтелей, а иногда и совсѣмъ закрывать и вытѣснять. Въ такихъ же случаяхъ мы подлежимъ опасности опять впасть въ прежніе грѣхи и сгубить всѣ труды свои.

Вѣдай потому, что этотъ послѣдній пріемъ должно тебѣ не однажды только употребить, но надо употреблять часто, многократно, непрерывно, до тѣхъ поръ, пока не разобьешь, не разстроишь и не истребишь страстнаго навыка, противъ котораго вооружаешься; ибо какъ навыкъ сей взялъ силу надъ сердцемъ частымъ повтореніемъ извѣстныхъ дѣйствій въ удовлетвореніе живущей въ немъ страсти, такъ напротивъ для ослабленія и уничтоженія такой власти надлежитъ, кромѣ сердечнаго его отраженія, употребить противоположныя прежнимъ дѣйствія, противныя страсти, ее бьющія и поражающія. Ихъ учащеніе прогонитъ страстный навыкъ, убьетъ движущуюся въ немъ страсть, и укоренитъ въ сердцѣ противоположную добродѣтель и навыкъ къ соотвѣтственнымъ ей дѣламъ. При этомъ я не стану иного тебѣ толковать, — такъ какъ это само-собой видно, — что для пріобрѣтенія добрыхъ навыковъ необходимо дѣлать больше дѣлъ добрыхъ, чѣмъ для навыковъ недобрыхъ требовалось дѣлъ недобрыхъ; потому что худые навыки скорѣе укореняются, имѣя помощникомъ и споспѣшникомъ себѣ живущій въ насъ грѣхъ, или самоугодіе. Почему, какъ ни будутъ казаться тебѣ трудными и неудобоисполнимыми такія, противныя твоей страсти, дѣйствія, то по причинѣ немощности еще твоей доброй воли, то по причинѣ сопротивленія тому твоей воли страстной, самоугодливой, ты ни за что не оставляй ихъ, но всячески нудь себя ихъ дѣлать. Пусть они несовершенны вначалѣ, но всячески они поддержатъ твою твердость и мужество на брань, и успособятъ тебѣ путь къ побѣдѣ. [53]

Приложу еще: стой бодренно и, собравшись въ себя вниманіемъ, борись мужественно, — и борись не съ великими только и сильными, но и съ малыми и легкими движеніями каждой твоей страсти. Потому что малыя открываютъ дорогу для великихъ, особенно когда обратятся въ привычку. Опытъ уже не разъ подтверждалъ, что когда кто мало обращаетъ вниманія и заботы объ отраженіи отъ сердца малыхъ страстныхъ пожеланій, послѣ того какъ преодолѣлъ уже великія; то такой подвергается внезапнымъ и неожиданнымъ нападеніямъ враговъ, и такимъ сильнымъ, что не устаиваетъ въ борьбѣ и падаетъ еще горше прежнихъ паденій.

Напоминаю тебѣ кромѣ того, что тебѣ надобно отсѣкать и умерщвлять всякое пристрастіе къ вещамъ, хотя позволительнымъ, но не необходимымъ, коль скоро замѣчаешь, что онѣ ослабляютъ напряженіе доброй твоей воли, отвлекаютъ вниманіе къ себѣ и разстроиваютъ заведенный тобою порядокъ благочестной жизни, каковы: прогулки, вечера, бесѣды, знакомства, столъ, сонъ и подобное. Много добра получишь ты отъ этого, — подготовишься побѣждать себя и во всемъ другомъ, сдѣлаешься болѣе сильнымъ и опытнымъ въ борьбѣ съ искушеніями, избѣжишь многихъ и многихъ сѣтей діавола, который умѣетъ разстилать ихъ среди этихъ незазорныхъ стезей, и, увѣряю, будешь совершать дѣла не неблагоугодныя Богу.

Итакъ, возлюбленне, если послѣдуешь ты моимъ указаніямъ и бодренно вступишь въ святые подвиги, вышеозначенные, то, будь увѣренъ, въ короткое время преуспѣешь и сдѣлаешься духовнымъ истинно и самымъ дѣломъ, а не лживо и только по имени. Но вѣдай, что самопротивленіе и самопринужденіе тутъ — неотложный законъ, исключающій всякое самоуслажденіе, даже и въ духовномъ порядкѣ жизни. Если ты примѣшаешь сюда, или [54] исключительно будешь избирать дѣланія лишь пріятныя, хотя изъ духовнаго порядка; то испортишь все свое дѣло, будешь трудиться, но настоящаго плода не получишь, получишь только пустоцвѣтъ, и ни въ чемъ духовномъ подлинно и прочно не установишься. Будетъ казаться, что имѣешь нѣчто духовное, но на дѣлѣ того не будетъ. Ибо все истинно духовное производится благодатію Святаго Духа; благодать же сія вселяется только въ тѣхъ, кои распяли себя въ злостраданіяхъ и произвольныхъ лишеніяхъ безъ всякаго саможалѣнія, и чрезъ то соединились съ распеншимся за нихъ Господомъ Спасителемъ нашимъ.