Невидимая брань (Никодим Святогорец)/1892 (ДО)/Часть 1/Глава 40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[161]

Глава сороковая.

Должно любить случаи къ добродѣтелямъ особенно затруднительные.


Не должно отнюдь, возлюбленне, бѣгать того, что можетъ служить поводомъ къ стяжанію добродѣтели; но наипаче надлежитъ всегда принимать то съ радостію, какъ только представится тебѣ что подобное, почитая наиболѣе честными и достолюбезными такіе случаи, которые непріятны для твоего сердца и никакого не возбуждаютъ сочувствія. Предсказываю тебѣ, что съ Божіею помощію, дѣйствительно и будешь такъ поступать, если добрѣ напечатлѣешь въ умѣ своемъ слѣдующія помышленія.

Вопервыхъ, должно тебѣ сознать, что встрѣчающіеся тебѣ случаи къ добродѣтели суть самыя пригодныя для тебя средства къ стяжанію ея, Богомъ тебѣ поданныя, по твоей молитвѣ. Возжелавъ стяжать добродѣтель, ты конечно молился Богу, чтобы Онъ даровалъ тебѣ ее; молясь же о семъ, ты не могъ не молиться и о способахъ и средствахъ къ полученію такого дарованія. Но Богъ не даетъ, напримѣръ, добродѣтели терпѣнія безъ прискорбностей, и добродѣтели смиренія безъ смирительныхъ случаевъ униженія и безчестія. Почему послѣ [162] того, какъ ты помолился о сихъ добродѣтеляхъ, Онъ и послалъ тебѣ соотвѣтственные имъ случаи. Что же ты теперь дѣлаешь, убѣгая отъ нихъ и отвращаясь? Отвергаешь помощь Божію, о коей молился, и посмѣваешься надъ даромъ Божіимъ.

Итакъ положи любезно встрѣчать представляющіеся тебѣ случаи къ добродѣтелямъ, и тѣмъ любезнѣе, чѣмъ въ большее поставляютъ они тебя затрудненіе. Ибо въ такихъ случаяхъ наши добродѣтельныя дѣянія вызываютъ большое мужество и обнаруживаютъ большую силу нравственную; а чрезъ это мы всякій разъ дѣлаемъ значительнѣйшій шагъ по пути добродѣтели, что исключительно и должны мы имѣть всегда въ цѣли.

Оговорюсь однакожъ, что совѣтуя тебѣ пользоваться особенно важными случаями къ добродѣтели, я не имѣю въ мысли внушить тебѣ презирать маловажные къ тому случаи и пропускать ихъ съ небреженіемъ. Нѣтъ; надо неопустительно пользоваться тѣми и другими, чтобъ всегда быть въ трудахъ по добродѣланію. Напримѣръ, терпѣливо переносить должно не только наглую брань и поношеніе, и даже удары, если случится, но и косой взглядъ и презрительную мину, или колкое слово. Достодолжныя дѣйствія наши въ такихъ маловажныхъ случаяхъ, какъ имѣющія возможность чаще проявляться, потому что и случаевъ такихъ больше, въ непрерывномъ напряженіи поддерживаютъ нашу нравственную силу и тѣмъ укрѣпляютъ насъ держать себя, какъ должно и въ важнѣйшихъ случаяхъ. Пропуская же небрежно такіе случаи, мы разслабляемъ свою нравственную силу и дѣлаемъ ее менѣе способною на дѣла важныя.

Вовторыхъ, возставь въ себѣ убѣжденіе и вѣру, что все случающееся съ нами, случается по Божію изволенію на пользу намъ, да плодъ нѣкій духовный получимъ чрезъ то. Хотя объ иномъ изъ сего, каковы наши и [163] прочихъ людей грѣхи, нельзя полагать, что они происходятъ отъ изволенія Божія дѣятельнаго; но всяко и они бываютъ не безъ изволенія Божія попустительнаго, на вразумленіе и смиреніе насъ. Что же касается до прискорбностей и страданій, по нашей ли винѣ бывающихъ, или по злобѣ другихъ, то Богъ Самъ посылаетъ ихъ, желая, чтобъ мы помучились и пострадали въ нихъ, для стяжанія того блага добродѣтели, которое несомнѣнно получимъ, если достодолжно перетерпимъ посланное намъ отъ Него, — и по другимъ судамъ Своимъ, сокровеннымъ отъ насъ, однакожъ несомнѣнно праведнымъ и благословнымъ.

Будучи такимъ образомъ увѣренъ, что Самъ Богъ хощетъ, чтобъ ты потерпѣлъ встрѣтившуюся тяготу и скорбь, отъ недоброты ли другихъ людей происшедшую, или твоими неправыми дѣлами на тебя навлеченную, ты не станешь уже думать и говорить, какъ дѣлаютъ нѣкоторые: нѣтъ, это не отъ Бога, это несправедливо и злодѣйственно, а Богъ не хочетъ злодѣйствъ, и съ отвращеніемъ отвращается отъ нихъ и отъ творящихъ ихъ. Этимъ хотятъ они оправдать свою нетерпѣливость и порывы гнѣва и мстительности, при встрѣчѣ напраслины; но дѣлаютъ только то, что возстаютъ противъ Божіяго опредѣленія и покушаются сбросить съ себя спасительный крестъ, Богомъ для блага ихъ на нихъ наложенный, поднятіемъ котораго и благодушнымъ несеніемъ они несомнѣнно благоугодили бы Ему. А что получаютъ? Креста сбросить не сбрасываютъ, Бога оскорбляютъ, покоя же себѣ все не получаютъ; напротивъ къ скорби прилагаютъ немирность и безполезное раздраженіе, и дѣлаютъ свое состояніе невыносимымъ: тогда какъ, еслибы благодушно перенесли случившееся, то и мирными бы себя имѣли, и Божіе благоволеніе привлекли на себя, и плода духовнаго вкусили богатно. Возьми ты себѣ [164] изъ сего урокъ — при встрѣчѣ напраслинъ, оскорбленій и нападковъ, не обращать вниманія на то, сколь неправы причинившіе ихъ тебѣ, а на томъ одномъ установись вниманіемъ, что Богъ для твоего блага попустилъ тебѣ это встрѣтить и что этого блага ты себя лишишь, если допустишь нетерпѣливость, раздраженіе и немирность по сему случаю. И до того не допытывайся, почему именно попустилъ тебѣ сіе Богъ. Вѣришь, что Богъ всегда праведенъ и милостивъ? Вѣруй, что и въ настоящемъ случаѣ Онъ оказываетъ надъ тобою и правду и милость, хотя не видишь, какъ это, помня ублаженіе Господне тѣмъ, кои такъ поступаютъ: блаженни не видѣвшіи и вѣровавше (Ін. 20, 29).

Вѣруешь ли, что лично и къ тебѣ относятся слова Господа: возьми крестъ свой? Если вѣруешь, то возьми. Вотъ возложилъ его на тебя Господь въ настоящемъ прискорбномъ случаѣ. Не говори: слишкомъ тяжело; Богъ лучше тебя знаетъ мѣру силъ твоихъ. Однимъ Богъ посылаетъ непріятности и скорби, навлекаемыя на нихъ теченіемъ событій, отъ людей нисколько не зависящихъ: эти легче переносить. Другимъ — такія, которыя причиняются людьми: эти тяжелѣе, особенно когда причиненную намъ скорбь не можемъ признать ненамѣренною, и еще паче, — когда люди сіи нами какъ-нибудь облагодѣтельствованы. Послѣдній случай самый тяжелый. Если его-то и послалъ тебѣ Богъ, то знай, что онъ то и есть самый тебѣ пригодный, и къ сему приложи такую воодушевительную мысль: Богъ видитъ, что ты силенъ перенести это, и ожидаетъ, что дѣйствительно перенесешь то благодушно, безъ ропотливости. Не отщети же Божія о тебѣ чаянія.

Прибавлю еще, что Богъ любитъ, чтобъ мы переносили болѣе такія прискорбности, которыя происходятъ отъ недобросердечія людей, и особенно тѣхъ, которые [165] облагодѣтельствованы нами, нежели такія, которыя происходятъ отъ невѣдомо какъ стекающихся неблагопріятныхъ намъ случайностей. Почему? Потому что свойственная намъ гордыня успѣшнѣе подавляется и искореняется первыми, чѣмъ вторыми. И еще потому, что если покорность волѣ Божіей есть главное въ нашемъ духовномъ дѣйствованіи, то нигдѣ мы не можемъ вызвать ее въ себѣ и проявить въ такой мѣрѣ, какъ въ такихъ случаяхъ, если переносимъ ихъ благодушно, съ теплымъ благодареніемъ Богу, пославшему ихъ намъ, какъ великое воистину благо, свидѣтельствуя тѣмъ и полную свою преданность въ волю Божію и пламенную ревность во всемъ сообразовать себя съ сею волею.

Подобное настроеніе предшествуетъ посланію крутыхъ случайностей. Богъ, видя зарожденіе этого настроенія и желая возвесть его въ силу и укоренить, посылаетъ чашу сильнѣйшихъ искушеній, охотное, благодушное и радостное перенесеніе которыхъ дѣйствительно и доставляетъ всегда такой благій плодъ духовный. Посему, зная сіе и сего желая и ища, должны мы принимать такую чашу отъ руки Божіей, смеживъ очи пытливости и, полною вѣрою ясно зря въ ней и зѣльную любовь къ намъ Божію и наше вѣрное преспѣяніе духовное, съ радостію испивать ее до дна, тѣмъ вожделѣннѣе, чѣмъ она горчайшею чувствуется.