С 1836-1846/ДО/Том II/Разбор книги Статистическое Описание Нахичиванской Провинции

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Yat-round-icon1.jpg

Разборъ книги: «Статистическое Описаніе Нахичиванской Провинціи»
авторъ неизвѣстенъ
См. Том II. Опубл.: 1836. С 1836-1846/ДО/Том II/Разбор книги Статистическое Описание Нахичиванской Провинции въ новой орѳографіи
 Википроекты: Wikidata-logo.svg Данныя


[218]

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
НАХИЧЕВАНСКОЙ ПРОВИНЦIИ,

составленное В. Г. и напечатанное по Высочайшему соизволенiю
С. П. б. 1833.

Въ 1828 году, по распоряженію Г. Генералъ-Майора Мерлини, было составлено камеральное описаніе Нахичеванской Провинціи и Ордабадскаго Округа, и приведено въ порядокъ Кабардинскаго Полка Г. Майоромъ Денисенко.

Сими-то свѣдѣніями воспользовался по большой части авторъ «Статистическаго Описанія Нахичеванской Провинціи», давъ имъ форму систематическую и пополнивъ ихъ собственными своими наблюденіями.

Разборъ сего произведенія долженъ быть сдѣланъ тѣмъ съ большею строгостію, что, бывъ удостоено Академической награды, оно можетъ служитѣ нынѣ авторитетомъ. [219]

При первомъ взглядѣ кажется, что описаніе Нахичеванской Провинціи сдѣлано съ величайшею точностію и отчетливостію; но при повѣркѣ на мѣстѣ оказывается, что авторъ не успѣлъ составитъ себѣ истиннаго, полнаго понятія о семъ краѣ: свѣдѣнія, полученныя имъ наскоро отъ жителей, большею частію ошибочны.

Замѣтимъ нѣкоторыя неправильныя показанія.

«Здѣшняя соль отличается своею бѣлизною» (Стр. 17.)

Нахичеванская соль, перемѣшанная съ глинистымъ сланцомъ, отличается своимъ темносѣроватымъ цвѣтомъ.

«Изъ птицъ разводятся куры, гуси, индѣйки» (Стр. 21.)

Въ Нахичеванской Провинціи вовсе нѣтъ гусей и индѣекъ. Одинъ изъ нашихъ чиновниковъ завезъ туда пару гусей, которыхъ пустилъ плавать въ бассейнѣ, и народъ сбѣгался смотрѣть на нихъ, какъ на диковинку.

«Между дикими птицами особенно примѣчательны аисты и туррачи или такъ называемыя горныя куропатки» (Стр. 21.)

Туррачь принадлежитъ къ роду фазановъ; птица сія любитъ кустарникъ и тѣнистыя мѣста и не водится въ Нахичеванской Провинціи. [220]

Горная куропатка (кягликъ) водирся въ Нахичеванской Провинціи и ловится ястребами; туррачь же такъ не похожъ на горную куропатку, какъ фазанъ на обыкновенную.

«Хлопатую булаву сѣютъ здѣсь во всѣхъ магалахъ, кромѣ Даралareзскаго» (Стр. 89.)

Въ селеніяхъ низменной части Даралareзскаго Магала жители производятъ большіе посѣвы хлопчатой бумаги; къ тому же, самъ авторъ пишетъ, что въ селеніяхъ Даралагезскаго Магала: Ахура, Гамза али Диза, Яйчи, Танзыкъ и Арпа жители сѣютъ хлопчатую бумагу. (Стр. 161—162.)

«Въ Ордабадѣ нѣтъ дома, при которомъ не было бы фруктоваго и винограднаго сада.» (Стр 195.)

Въ г. Ордабадѣ много садовъ, однако же нельзя сказать, что нѣтъ ни одного дома безъ сада: Амбарасской Части въ кварталѣ Дыбъ-Дара и въ части Ючь-Тарянгя почти вовсе нѣтъ садовъ.

«Кромѣ того, жители (г. Ордабада) имѣютъ до 10 т. тутовыхъ деревъ и 15 шелкомотальныхъ машинъ, на которыхъ каждогодно выдѣлывается шелку до 940 батмановъ (200 пудъ). (Стр. 195.)

Собственно въ г. Ордабадѣ не производится и до 15 батмановъ шелку; изъ словъ же автора можно понять, что всѣ 240 батмановѣ шелку производятся въ г. Ордабадѣ, ибо онъ не упомянулъ, что въ г. Ордабадѣ есть особые промышленики [221] шелкомъ — Ипачки (отъ слова ипакъ шелкъ), которые вывозятъ шелкъ въ грубомъ видѣ изъ Ширванской, а болѣе изъ Шекинской Провинціи, выдѣлываютъ его, тростятъ и окрашиваютъ, а потомъ продаютъ оный въ Персіи.

«Каждогодно запахивается въ округѣ (Ордабадскомъ) подъ хлѣбъ до 1500 халваровъ земли, подъ хлопчатую бумагу до 250, а подъ чалтыкъ 50 халваровъ.» (Стр. 199.)


Все это весьма увеличено, ибо по неудобности мѣстной и по недостатку воды, жители сѣютъ мало хлѣба (не болѣе 800 халваровъ), а особенно чалтыка и хлопчатой бумаги, требующихъ сыраго грунта.

Хлѣба, производимаго въ Ордабадскомъ Округѣ, почти всегда бываетъ; недостаточно для домашняго патребленія, и жители покупаютъ оный въ Персіи и въ Нахичеванской Провинціи. Ежели бы жители сѣяли 1500 халваровъ хлѣба, то, положивъ средній урожай онаго самъ-пятъ, вышло бы 7500 халваровъ — пропорція (на 2400[1] дымомъ) не только достаточная для домашняго потребленія, но позволяющая по изобилію вывозить хлѣбъ въ другія мѣста, — чего здѣсь никогда не случалось, и цѣны на хлѣбъ въ Ордабадскомъ Округѣ всегда были выше Нахичеванскихъ.

«Верблюдовъ (въ Ордабадскомъ Округѣ) 100 головъ.» (Стр. 120.) [222]

Уже болѣе 10 лѣтъ какъ во всемъ Ордабадскомъ Округѣ нѣтъ ни одного верблюда.

«Мусульмане, водворившіеся здѣсь съ шестаго и седьмаго вѣка по Р. Х., то есть, со времени владычества Халифовъ, раздѣляются на многiя племена, изъ коихъ два заслуживаютъ особеннаго вниманія: Кенгерлы и Караджаларскіе Куртинцы.» (Стр. 31.)

Поколѣніе Караджалу происходитъ отъ племени Кенгерлу (часть поколѣнія сего находится въ г. Нахичевани); Куртинцы же, обитающіе въ Даралагезскомъ Магалѣ, не Караджаларскаго племени, а поколѣнія Карачорлю, коего большая часть находится въ Карабагѣ.

«Джюмшюли» вмѣсто Джамшидлу
«Карахамбейлы» — — Караханбеглу
«Белиджи» — — Билиджи
«Каратулаги» — — Карадолаги
«Аравонлы» — — Аравсяклу
«Пирхаханлу» — — Пиръ Гассанлу
 (Стр. 32.)










Всѣ сіи названія поколѣній имѣютъ свои значенія; измѣнить ихъ правописаніе значитъ уничтожить ихъ смыслъ.

«Послѣ его (Кяльби али Хана) правили ханствомъ: Назаръ али Ханъ два года, Керилъ Ханъ годъ, Гуссейнъ Мирза также годъ.» (Стр. 50—57.) [223]

Вмѣсто: Гуссейнъ Мирза слѣдовало писать Мирза Гуссейнь, ибо слово Мирза, прибавляемое послѣ собственнаго имени, означаетъ принца крови; въ Нахичеванской же Провинціи не былъ никогда правителемъ принцъ крови, а Мирза Гуссейнъ былъ бекскаго происхожденія.

«Утвержденiе перваго ахунта, т. е. Шихъ-аль-Ислама, зависѣло отъ Аббасъ Мирзы.» (Стр. 58.)

Первый ахунтъ называется Шейхъ-уль-Исламъ (начальникъ ислама), а не Шихъ-аль-Исламъ, что значило бы дьяволъ Ислама: шихъ по-Арабски значитъ дьяволъ.

«Кромѣ сяргянга были при сарвазахъ: одинъ яговеръ (въ родѣ подполковника),султановъ (сотниковъ), 16 наибовъ (пятидесятниковъ) и нѣсколько юзбашей (десятниковъ).» (Стр. 59.)

Вмѣсто «сяргянгъ» слѣдовало писать сарганькъ (глава битвы), а вмѣсто яговеръ — яваръ званія юзбашей при сарвазахъ (пѣхота) не было, а они были въ конницѣ; къ тому же званіе юзбаши' значитъ не десятникъ а сотникъ, ибо слово юзъ-баши значитъ сто головъ.

«По истеченіи каждыхъ шести лѣтъ. Аббасъ Мирза присылалъ въ Нахичевань своего чиновника, нумейса, для переписи народа.» (Стр. 61.)

Чиновникъ сей назывался не нумейсъ, а мюмайизъ (ревизоръ). [224]

«Здѣшніе Куртинцы раздѣляются между собою натайеръ или поколѣній. (стр. 80.)

Поколѣніе называется по-Татарски тайфа, а слово тайеръ ничего не значитъ.

«По Алынджинскому[2] (вмѣсто Алынджачайскаго) въ селеніяхъ Аразинѣ, Абракунисѣ....» (Стр. 89.)

То же самое селеніе Абракунись на стр. 125 названъ «Абракунтись,» а на стр. 154 и 184 «Абракуншъ.»

«Параташтъ и Мамерза Диза.» (Стр. 122.)

Мамерза Диза написано вмѣсто Магмедъ Риза Диза; тоже самое селеніе Параташтъ на стр. 156 названо «Порашампъ», а на стр. 186 «Пораташть.»

«Кюрадисъ» на стр. 142 названо «Караднокъ» а на стр. 184 «Кюрадисъ.»

«Мардрюсъ» (Мардиросъ) на стр. 170 названъ «Мардрюкъ.»

«Мeлшикентъ» на стр. 168 названъ «Меликъ Шаглю.» Стр. 123, стр. 126.

Кромѣ сихъ безотчетныхъ погрѣшностей, есть и другія хотя и извинительныя, но тѣмъ не менѣе не позволяющія принимать сію книгу за произведеніе классическое. [225]

Съ 1829 по 1833 годъ въ Нахичеванской Провинцiи большая часть Армянъ переселенцевъ, переша изъ одного селенія въ другое, и даже въ Эриванскую провинцію; нѣкоторые изъ коренныхъ жителей, бѣжавшихъ въ Персію, возвратились; многія разоренныя деревни заселены: въ городахъ Нахичеванія и Ордабадѣ многіе разрушенные дома поправлены; разведены новые сады; слѣдовательно описаніе сихъ предметомъ, сдѣланное въ 1829 году, уже не можетъ дать понятія о нынѣшнемъ статистическомъ положеніи сего края.

Въ «Статистическомъ Описаніи» показано домовъ: въ городѣ Нахичевани 700, въ Ордабадѣ 515; а по послѣднимъ свѣдѣніямъ, домовъ въ г. Нахичевани болѣе 800, а въ г. Ордабадѣ болѣе 620.

Число дымовъ въ Нахичеванской Провинціи показано 5510; а въ Ордабадскомъ Округѣ 2000; по послѣднимъ же свѣдѣніямъ, число дымовъ въ Нахичеванской провинціи 6499, а въ Ордабадскомъ Округѣ 2392.

Слѣдующія селенія, имѣющія жителей, показаны в «Статистическомъ Описаніи» разоренными.

Названiе селенiй.Число дымовъ.
Карачуха
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
63           
Гадживаръ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13           
Нахши Наргизъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4           
Али Абадъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25           
[226]
Вайхиръ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16           
Геджазоръ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
30           
Геумуръ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12           
Хорны
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3           
Гёгнюкъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3           
Тайвасъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10           
Генышикъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7           
Ашага Джаныкентъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10           
Хорвадыхъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9           
Чинахчи
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28           
Чивя
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15           
Козлуджа
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11           
Обана
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5           
Кешпегъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Караларъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13           
Джагазуръ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5           
Агхачь
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Энгиджа
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Хурсъ (Орд. Окр.)
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2           

Статистическія таблицы, помѣщенныя въ сей книгѣ, заимствованы (съ нѣкоторыми измѣненіями) изъ вышеупомянутаго Камеральнаго Описанія Нахичеванской Провинціи и Ордабадскаго Округа; но описаніе сіе невѣрно составлено, и сдѣлано было распоряженіе о составленіи новаго.

Изъ краткой сравнительной таблицы видно сходство таблицъ Камеральнаго Описанія, составленнаго въ 1828 году, и «Статистическаго описанія Нахичеванской Провинціи», и разность со вновь произведеннымъ Камеральнымъ Описаніемъ. [227]

Названiе селенiй. Камеральное
Описанiе 1828
года.
Статистическое
Описанiе
Нахичеванской
Провинцiи.
Вновь произ-
веденное
Камеральное
Описанiе.


Ямъ-Хана
Число
дворов.
Число
семейс.
Число
дворов.
Число
дворов.
14  17  17  56 
Ковашидиза 11  13  11  43 
Кули Бекъ Диза 32 
Три Анзыри 12  14  13  37 
Джуль 10  10  10  25 
Арынчь (Даралагезскiи) 15  18  15  32 
Аргязъ 12  13  12  38 
Айназырь 12  17  12  24 
Тиви 10  16  10  38 
Бистъ 18  23  18  30 
Мирза Гассанъ Диза 13 
Худаверди Бей Диза 20 

Следующiя селенія, съ означеннымъ въ оныхъ числомъ семействъ, вовсе не показаны въ «Статистическомъ Описаніи Нахичеванской Провинцiи».

Названiе селенiй.Число семейств.
Хачапарахъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18           
Кармирваннъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21           
Шакяръ Абадъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31           
Шейхъ Миранша
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15           
Сачаилу
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13           
Али Магмедъ Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Келаны Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14           
Исмаилъ Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3           
[228]
Кязымъ Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2           
Мараликъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Карабоя
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4           
Достъ Али Бекъ Диза
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3           
Кабахлугъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8           
Кашха
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1           
Кешишъ Веранъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9           
Ардарасъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6           
Агъ Дара
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13           
Расуль Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5           
Шахъ Гельди Кишлягъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7           
Али Ханъ Пагяси
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5           
Каушихъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18           
Бюльбюль Олянь
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12           
Гегарчинъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5           
Гюльманъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8           
Салъ
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3           
Керимъ Бей Диза
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13           
В. Золотницкій.
  1. Авторъ показалъ въ Ордабадскомъ Округѣ только 2000 дымовъ.
  2. Магалу
PD-icon.svg Это произведеніе находится въ общественномъ достояніи во всёмъ мірѣ, поскольку авторъ умеръ по крайней мѣрѣ 100 лѣтъ назадъ.