Путешествие по Северу России в 1791 году (Челищев)/От Воиц золотого рудника до истока Выг-реки/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[30]
7-я часть. Отъ Воицъ золотого рудника до истока Выгъ-рѣки въ Бѣлое море и приморской деревни Сорокиной.

А 19-го числа іюня въ четвертокъ, нанявши четыре малыхъ карбаса (или лодки), ибо за тамошними частыми по Выгъ-рѣкѣ отъ сего мѣста порогами не только въ другихъ какихъ судахъ, но даже и въ малыхъ гораздо нагруженныхъ карбасахъ проѣхать никакъ не возможно, и на каждый карбасъ по одному гребцу и лоцману, съ платежомъ каждому человѣку по двѣ копѣйки на версту, въ 1‑мъ часу по полудни, при небольшомъ дождѣ, продолжавшемся съ малыми перерывками часа три, отправилъ экипажъ внизъ рѣкою, а сами за неспособностію ѣхать, ишли около рѣки чрезъ погостъ Надвоицъ пѣшіи.

Въ верстѣ отъ рудника есть небольшой каменный островъ, который облегаетъ Выгъ-рѣка водою, на немъ есть сосновый боровой лѣсъ; оный островъ называется Падунъ. (Ѣхали) никогда ни кѣмъ непроходимымъ, самымъ по Выгъ-рѣкѣ большимъ Воицкимъ порогомъ, продолжающимъ до Воицъ-озера на версту, гдѣ экипажъ свой переносили сухимъ путемъ берегомъ на себѣ съ версту, за тѣмъ, что чрезъ оный порогъ не только чтобъ съ кладью ѣхать, но даже и порожней лодкѣ перегнать никакъ не возможно, а жители тамошніе, какъ для рыбной ловли, такъ и на случай малаго одному, а по крайней мѣрѣ, двумъ человѣкамъ переѣзду, [31]имѣютъ небольшія шитыя лодки или карбасы. За онымъ порогомъ, до куда провожали насъ смотритель Иванъ Ѳедоровичъ и машинный мастеръ Григорій Ѳомичь отъ заводу, а здѣсь съ ними простившись, склавъ экипажъ въ четыре карбаса, поѣхали Воицкимъ озеромъ (такъ называется не очень широкое рѣки Выга, продолжающееся длинною версты на четыре, плесо). Въ концѣ жь онаго есть каменистый островъ, кругомъ версты на двѣ, Шеванъ; на немъ много болотнаго лѣсу; по одну сторону онаго острова нѣтъ по рѣкѣ Выгу, за великими и страшными порогами, проѣзду, а по другую сторону, какъ сказываютъ тамошніе жители, проѣзду до моря за тремя опасными Шеванскими порогами не бывало; а первый чрезъ ихъ ѣхалъ Филиппъ митрополитъ Московскій, въ проѣздъ свой въ Соловецкій монастырь, и тогда на берегу Шаванскаго острова поставилъ онъ деревянный крестъ, который и понынѣ стоитъ; и съ того времени начали ѣздить сею рѣкою, не смотря на частые и опасные пороги, до самого Бѣлаго моря. Чрезъ первый порогъ, называемый Печешный или Малый Шаванъ, крестьяне ѣхать не посмѣли, а переволакивали лодки и съ экипажемъ за оный порогъ по острову саженъ 50 на себѣ. Чрезъ второй порогъ, Середній Шаванъ, перевозили въ лодкахъ на легкѣ одинъ только экипажъ, а мы ишли берегомъ. Чрезъ третій порогъ, именуемый Котельный, перегоняли только порожнія лодки, а экипажъ переносили за оный порогъ саженъ съ полтораста на себѣ. По переѣздѣ оныхъ, продолжающихся версты на полторы трехъ Шеванскихъ пороговъ, ѣхали Шеванъ-озеромъ (такъ называется не очень широкое, продолжающееся версты на три рѣки Выга плесо). За онымъ озеромъ по теченію рѣки Выга съ лѣвой стороны впадаетъ въ нее текущая чрезъ Котельня изъ Швеціи не малая рѣка Онда. Отъ онаго устья верстахъ въ двухъ черезъ переѣзжали два порога: 1-й — Качкомной, 2-й — Кока-Корга.

Отъѣхавши отъ Воицъ золотого рудника 11 верстъ въ 8 часу по полудни жь для перемѣны лодокъ и гребцовъ и для пересушки замоченнаго дождемъ платья и ужины, пристали къ стоящей на правомъ берегу деревни Парандовской; во оной есть деревянная часовня Иліи Пророку. Противъ оной деревни, [32]называемой Ивановской, на Выгъ-рѣкѣ островъ, который во окружности съ версту. Изъ оной деревни, поужинавши, тою же рѣкою Выгомъ на четырехъ же карбасахъ или лодкахъ поѣхали въ одиннадцатомъ часу къ деревнѣ Выгской островъ, до которой отъ оной Парандовской деревни 40 верстъ пустымъ, а не жилымъ мѣстомъ. Въ сихъ мѣстахъ, по разказамъ тамошнихъ жителей, держатся по лѣсамъ множество раскольничьихъ ханжей или пустынныхъ отшельцевъ, закрывающихъ праздность свою и кормящихся лжевѣріемъ простосердечныхъ тамошнихъ обывателей; сіи святоши, бывъ подогадливѣе другихъ, облегчаютъ трудную себѣ стезю на небо и ограждаются отъ скуки, запасшись изобильнымъ подаяніемъ отъ жителей и по здоровой пустинницѣ въ кельи, которыя имъ помогаютъ считать ихъ поклоны.

Проѣхавши десять верстъ, съ моего позволенія гребцы для отдыху пристали къ сдѣланной ими нарочно для сего маленькой на берегу избушкѣ, гдѣ они и пробыли часа три.

20-го числа въ пятницу въ 6 часовъ по полуночи, отъѣхавши отъ ночлега при холодномъ сѣверномъ съ моря вѣтрѣ десять верстъ, пристали къ таковой же маленькой избушкѣ, гдѣ разведя огонь, обогрѣвшись, напился чаю, и отобѣдавши поѣхали отсель въ четверть девятаго часа. Не доѣзжаючи деревни Выгскаго острова осьми верстъ два большихъ непроходимыхъ было порога или волока, называемыхъ Маткожни, разстояніемъ одинъ отъ другого на полверсты. Здѣсь лодки и съ экипажемъ переволакивали берегомъ саженъ восемьдесять на себѣ, а небольшіе того жь названія пороги переѣзжали черезъ. Въ сей отъ той избушки, гдѣ обѣдали, переѣздъ на 25 верстахъ до деревни Выгскаго острова на Выгъ рѣкѣ 24 большихъ и малыхъ острова. Проѣхавши жь отъ деревни Парандовской 45 верстъ для перемѣны лодокъ и гребцовъ, въ 4 часа по полудни пристали къ деревнѣ Выгскому острову.

Возлѣ оной деревни изъ Выгъ-рѣки вышла въ правую сторону рѣка Шишня, которая прошедъ четыре версты также, какъ и Выгъ-рѣка, впадаетъ въ Бѣлое море, а какъ и Выгъ-рѣка, прошедши отъ оной деревни девять верстъ, впадаетъ въ Бѣлое жь море, чѣмъ и составило оный именуемый Выгскій островъ, [33]который во окружности до 20 верстъ. На ономъ же острову на устьи, гдѣ рѣка Шижня впадаетъ въ Бѣлое море, есть погостъ, называемый по рѣкѣ Шижня, въ немъ старая деревянная церковь Николаю Чудотворцу. Возлѣ оной Выгской деревни на особомъ небольшомъ островку деревянная часовня, въ ней тамошніе жители празднуютъ великомученицѣ Варварѣ.

Напившись во оной деревнѣ чаю и отобѣдавши, переклавши экипажъ въ четыре жь здѣшнія лодки, тою жь рѣкою Выгомъ поѣхали въ половинѣ 6 часа. А Шижнею рѣкою за частыми непроходимыми порогами нѣтъ до Бѣлаго моря проѣзду.

Отъѣхавши отъ оной деревни каменистымъ мѣстомъ съ версту, Выгъ-рѣка разошлась на двое, и со обѣихъ сторонъ онаго каменнаго, немного сверху землею и лѣсомъ покрытаго острова, насталъ непроходимый порогъ Золотеицъ, гдѣ мы, приставши къ тому острову, перенашевали мои люди и тѣ крестьяне, которые насъ везли, экипажъ въ другія стоящія за порогомъ лодки на себѣ съ версту, ибо крестьяне оной деревни, также какъ и у прочихъ непроходимыхъ большихъ пороговъ, имѣютъ для рыбной ловли карбасы или лодки по другую сторону порога. Разложа жь экипажъ въ четыре карбаса, версты полторы ѣхали порогами жь. Потомъ еще наступило два непроходимые жь порога или волока, разстояніемъ одинъ отъ другого въ полуверстѣ, именуемые Ковжинскіе, гдѣ лодки и съ экипажемъ во обоихъ мѣстахъ саженъ до трехъ сотъ переволакивали сухимъ путемъ по Ковжинскому острову на себѣ.

Въ семъ мѣстѣ Выгъ-рѣка раздѣлилась на многія теченія, кои тамошніе жители называютъ падусами, и тѣмъ сдѣлала на пяти верстахъ до пятидесяти каменныхъ, только что немного землею и лѣсомъ покрытыхъ, изрядной обширности острововъ. А оттого въ рѣкѣ, гдѣ настоящій фарватеръ, стремленіе воды чрезвычайно быстрое и частые немалые пороги, которые ѣхали черезъ. Не доѣзжая деревни Сорокиной верстъ двухъ, одинъ выпадшій изъ Выгъ-рѣки по крестьянскому названію падусъ, или раздѣленіе оной рѣки версты на двѣ на двое, называется особою рѣкою Сорокою, которая, обойдя съ лѣвой стороны деревню того жь названія, соединяется опять съ рѣкою Выгомъ. [34]Проѣхавши отъ деревни Выгскаго острова 9, а всего отъ Воицъ золотого рудника 65 верстъ рѣкою Выгомъ, пріѣхали къ приморской деревнѣ Сорокиной въ 8 часовъ по полудни и стали квартерою въ домѣ экономическаго крестьянина Петра Лукина. Оная деревня, какъ выше показано, стоитъ на острову, который во окружности до трехъ верстъ; на немъ крестьянскихъ дворовъ 80, въ нихъ мужеска пола 202, женска 231, а всѣхъ вообще 433 души.

Сіи крестьяне не точію ни самомалѣйшаго никакого хлѣбопашества, но даже и огородовъ для билья не имѣютъ, а только для коровъ и лошадей весьма жь мало выстанавливаютъ сѣна, почему и скота держатъ очень мало для своего домашняго расходу. Кормятся жь отъ ловли въ морѣ рыбы; настоящій же ихъ непремѣнный доходъ отъ семги, сельдей и отъ морскихъ звѣрей: бѣлугъ, нерьповъ и прочихъ; главный же ихъ на удачу промыслъ: ходятъ всѣ мужчины на Мурманскій берегъ Сѣвернаго окіяна близъ Колы, для промыслу трески, палтусины, сельдей и сала помянутыхъ морскихъ звѣрей; также привозятъ нѣсколько животныхъ морскихъ рѣдкостей и растеній натуральной гисторіи. Но жаль, что бѣдные сіи люди, не знавъ, какъ дороги сіи игры натуры въ глазахъ охотниковъ, и не вѣдавъ, куда имъ оныя сбывать, считая за бездѣлицы, бросаютъ на тѣхъ берегахъ въ великомъ множествѣ. Сіи жители не доѣзжаютъ до острова Гренландіи и до Новой Земли, что̀ я и не хулю, ибо дурная конструкція ихъ ладей, а особливо еще худшая и суевѣріемъ подкрѣпляемая ихъ оснастка, еще бы болѣе морямъ и вѣтрамъ отдавала ихъ на пищу и на игралище, хотя и нынѣ весьма часто бѣдственно изъ нихъ многіе погибаютъ.

Воспитаніе ихъ весьма сходно съ ихъ промысломъ, ибо во время моего проѣзду вся молодежь отъ 10 лѣтъ поголовно выѣхавши была на помянутые берега, а остальныя малыя дѣти ничѣмъ другимъ не забавлялись, какъ оснасткою и спусканіемъ маленькихъ своихъ ладей на воду.

Выгорѣцкій истокъ въ море близъ ихъ деревни считается по всему поморью самою изобильною сельдяною добычею; самая лучшая и выгоднѣйшая ихъ пора съ августа до декабря мѣсяца. [35]Они ловятъ ихъ неводами и захватываютъ цѣлыми лодками; закупая гишпанскую соль у города Архангельска, солятъ они ихъ въ большомъ количествѣ; другую часть коптятъ, а малую часть изъ оныхъ и всю весеннюю и лѣтнюю сельдь вялютъ и сушатъ на солнцѣ, чѣмъ во весь годъ по большей части и питаются. Сбываютъ же оныхъ, какъ и добываемую ими семгу, пріѣзжающимъ къ нимъ купцамъ зимою, то къ городу Архангельску, то въ Санктъ-Петербургъ. Сколь жалко, что драгоцѣнный сей и изобильный даръ натуры, который не уступаетъ изобиліемъ своимъ и добротою Голландцамъ, еще не могутъ довести до совершенства и до надлежащей выгоды, которою пользуются богатые тѣ республиканцы; но мы о томъ станемъ говорить впредь  Кромѣ жь оныхъ показанныхъ, другого никакого промыслу не имѣютъ. Въ Выгъ-рѣкѣ ловится рыба: корюха, щука, окуни, лещи, плотицы, налимы, язи, въюны, а ближе къ морю ловится семга, нельма, бѣлые сиги и сельди. Живущіе отъ самаго Выгъ-озера по обѣ стороны Выгъ-рѣки до сей Сорокиной деревни крестьяне были Соловецкаго монастыря, а нынѣ уже экономическіе.

Во оной деревнѣ Сорокиной деревянная церковь старая, въ ней два престола: 1‑й — Живоначальной Троицы, 2‑й — преподобнымъ Зосиму и Савватію, Соловецкимъ чудотворцамъ; построена отъ Соловецкаго монастыря для того, что здѣсь, въ стоящей на берегу рѣки Сороки деревянной часовнѣ, преставился преподобный Зосима, Соловецкій чудотворецъ, и въ ней онъ былъ до перенесенія въ Соловецкій монастырь погребенъ; для отправленія жь во оной церкви подлежащаго богослуженія священника и прочихъ причетниковъ нѣтъ. Близъ оной деревни есть Соловецкаго монастыря подворье, въ которомъ до отобранія отъ монастыря деревень живали монахи и часто пріѣзжалъ архимандритъ на зимовую. А теперь уже живетъ для сбереженія двора простой бѣлецъ, архимандритъ же хотя и пріѣзжаетъ, но уже года черезъ три, да и то на нѣсколько дней.

21-го числа въ субботу по утру, по пріѣздѣ по моему зву шиженскаго священника, слушали въ здѣшней церкви заутреню и часы съ обѣдницей, а послѣ обѣда вечеру храмамъ всеночную. [36]22-го въ воскресенье передъ обѣдней крестилъ помянутый священникъ оной деревни Сорокиной крестьянина Петра Лукьянова (въ домѣ котораго я имѣлъ квартеру) новорожденнаго его младенца Іоанна, и я былъ воспріемникомъ отъ купели или кумомъ.