Aurora или Утренняя заря в восхождении (Бёме; Петровский)/1914 (ДО)/5

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[60]
глава V.
О ТѢЛЕСНОМЪ СОСТАВѢ, СУЩЕСТВѢ И СОБСТВЕННОСТИ АНГЕЛА.

Здѣсь возникаетъ теперь вопросъ: какое же тѣло, какой видъ или образъ имѣетъ ангелъ, или каковъ его обликъ? Какъ человѣкъ сотворенъ въ образъ и подобіе Бога, такъ равно и ангелы; ибо они братья людей: и люди въ воскресеніи будутъ имѣть не иной видъ и образъ, нежели ангелы, какъ о томъ свидѣтельствуетъ самъ царь нашъ, Христосъ (Матѳ. 22, 30). Также и ангелы никогда не являлись людямъ здѣсь на землѣ въ иномъ образѣ, нежели въ образѣ людей.

2. Но такъ какъ въ воскресеніи мы должны быть подобны ангеламъ, то и ангелы должны имѣть тотъ же обликъ, что и мы; иначе въ воскресеніи намъ предстояло бы принять на себя иной образъ, а это противорѣчило бы первому сотворенію.

3. Также и Моисей и Илія явились ученикамъ Христовымъ на горѣ Ѳаворѣ въ своемъ видѣ и образѣ (Матѳ. 17), однако они давно уже были на небѣ; и Илія былъ взятъ на небо съ живымъ тѣломъ, и однако не имѣлъ иного образа, нежели какой у него былъ на землѣ (4 Царствъ 2, 11). Также когда Христосъ возносился на небо, то два ангела парили въ облакахъ, и сказали ученикамъ: Мужи Израильскіе, что вы смотрите вверхъ? Сей Іисусъ пріидетъ снова такимъ же образомъ, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо (Дѣян. 1, 11). Вѣдь это же явно и ясно, что Онъ снова вернется въ Послѣдній день въ томъ же образѣ, съ Божественнымъ и прославленнымъ тѣломъ, подобно князю святыхъ ангеловъ, каковыми будутъ люди.

4. Также показываетъ духъ явно и ясно, что образъ ангеловъ и людей одинъ и тотъ же: ибо взамѣнъ легіоновъ [61]свергнутаго Люцифера, Богъ создалъ иного ангела, изъ того же мѣста, изъ котораго былъ созданъ и гдѣ возсѣдалъ Люциферъ; то былъ Адамъ, если бы только онъ остался въ своей ясности: но у насъ есть еще вѣрная надежда воскресенія, когда мы снова получимъ ангельскую ясность и чистоту.

5. Ты спросишь теперь: какъ же сотворены ангелы по образу Божію? Отвѣтъ: во-первыхъ, составленное воедино и сложенное въ образъ тѣло ихъ; оно нераздѣльно, а также неразрушимо и неосязаемо для рукъ человѣческихъ; ибо оно сплочено изъ Божественныхъ силъ, а эти силы такъ связаны между собою, что не могутъ быть разрушены во-вѣки. Какъ не можетъ никто или ничто разрушить все Божество, такъ не можетъ ничто разрушить и ангела; ибо каждый ангелъ составленъ воедино и сложенъ въ образъ изъ всѣхъ силъ Божіихъ, не плотью и кровью, но Божественною силою.

6. Итакъ, прежде всего тѣло, составленное изъ всѣхъ силъ Отца, и въ этихъ силахъ свѣтъ Бога Сына; теперь, силы Отца и Сына, которыя въ ангелѣ содержатся тварно, порождаютъ восходящаго въ ангелѣ разумнаго духа.

7. Первоначально силы Отца порождаютъ нѣкій свѣтъ, чрезъ который ангелъ видитъ во всемъ Отцѣ, и можетъ видѣть внѣшнюю силу и дѣйствіе Божіе, которыя внѣ тѣла его, и созерцать своихъ собратій, а также видѣть и вкушать славные плоды Божіи; и въ немъ его радость.

8. И этотъ свѣтъ вошелъ первоначально тварнымъ образомъ въ ангельское тѣло, изъ Сына Божія въ силахъ Отца, и онъ есть собственность тѣла, которая ничѣмъ не можетъ быть отнята у тѣла, развѣ только ангелъ самъ погаситъ его, какъ то сдѣлалъ Люциферъ.

9. Теперь, вся сила, какая есть во всемъ ангелѣ, порождаетъ этотъ свѣтъ: какъ Богъ Отецъ порождаетъ Сына своего, чтобы Онъ былъ сердцемъ Его, такъ и сила ангела порождаетъ въ себѣ сына и сердце свое; и оно въ свой чередъ освѣщаетъ всѣ силы во всемъ ангелѣ. Затѣмъ, изъ всѣхъ силъ ангела, также и изъ свѣта его, исходитъ родникъ, и изливается во всемъ ангелѣ: это духъ его, и онъ восходитъ во всю вѣчность; ибо [62]въ этомъ духѣ все познаніе и вѣдѣніе всѣхъ силъ и родовъ, какіе суть во всемъ Богѣ.

10. Ибо этотъ духъ изливается изъ всѣхъ силъ ангела, и восходитъ въ yмѣ, гдѣ у него пять отверстыхъ вратъ, и тамъ онъ можетъ оглядѣться на все, что есть въ Богѣ, и что есть также и въ немъ. Исходитъ же онъ изъ всѣхъ силъ ангела, также и изъ свѣта ангела, подобно какъ Духъ Святой отъ Отца и Сына, и наполняетъ все тѣло.

11. Теперь замѣть великую тайну: подобно какъ въ Богѣ должно отмѣтить двѣ вещи, изъ которыхъ первая есть салиттеръ или Божественныя силы, откуда происходитъ тѣло, а другая — меркурій, звукъ или звонъ, такъ бываетъ это равнымъ образомъ и въ ангелѣ.

12. Прежде всего есть сила, и въ силѣ звукъ, который въ духѣ восходитъ въ голову, въ умъ, подобно какъ въ человѣкѣ — въ мозгъ, и въ умѣ онъ имѣетъ свои отверстыя врата, а въ сердцѣ свой престолъ и свое начало, откуда онъ изливается изъ всѣхъ силъ. Ибо родникъ всѣхъ силъ изливается въ сердцѣ, какъ у человѣка; и въ головѣ онъ имѣетъ свой княжескій престолъ, откуда онъ видитъ все, что внѣ его, и слышитъ все, и вкушаетъ все, и обоняетъ все, и осязаетъ все.

13. И теперь, когда онъ видитъ и слышитъ, какъ восходитъ Божественный звукъ и звонъ, который внѣ его, то заражается духъ его, и загорается радостью, и поднимается на своемъ княжескомъ престолѣ, и звенитъ и поетъ весьма радостныя слова о святости Бога, и о плодѣ и произрастаніи вѣчной жизни, объ изяществѣ и о цвѣтахъ вѣчной радости, и о блаженномъ зрѣніи Бога Отца, Сына и Святого Духа; также о достохвальномъ братствѣ и содружествѣ ангеловъ, о царствѣ радости, пребывающемъ вѣчно, о святости Бога, объ ихъ княжескомъ правленіи; словомъ, о всѣхъ силахъ, и отъ всѣхъ своихъ силъ; чего я, ради печали поврежденности моей во плоти, не могу опиcaть, и гораздо охотнѣе присутствовалъ бы самъ при этомъ.

14. Но чего я не могу описать здѣсь, о томъ да будетъ заповѣдано душѣ твоей помыслить; въ день воскресенія ты увидишь все то ясно и явно: ты не смѣешь насмѣхаться здѣсь [63]надъ моимъ духомъ, онъ не отъ дикаго звѣря произошелъ, но рожденъ изъ силы моей, и просвѣщенъ Святымъ Духомъ.

15. Я пишу здѣсь не безъ познанія. Если же ты, какъ эпикуреецъ и откормленная свинья діаволова, по діавольскому наущенію захочешь насмѣхаться надъ этими вещами, и скажешь: глупецъ не восходилъ на небо, и ничего не видѣлъ и не слышалъ, все это басни; то по праву и силѣ познанія моего да будешь ты мною отосланъ и вызванъ на строгій судъ Божій.

16. И хотя въ тѣлѣ моемъ я слишкомъ немощенъ, чтобы доставить тебя туда; однако Тотъ, отъ кого я получилъ мое познаніе, достаточно могущественъ, чтобы ввергнуть тебя даже въ бездну ада.

17. Поэтому остерегись и помысли, что и ты также принадлежишь къ ангельскимъ ликамъ; и прочти съ охотою послѣдующую пѣсенку; тогда Духъ Святой пробужденъ будетъ въ тебѣ, и ты также получишь желаніе и охоту къ небеснымъ хороводамъ, аминь.

18. Скрипачъ уже натянулъ свои струны, женихъ грядетъ: смотри, чтобы не имѣть тебѣ адской подагры въ ногахъ, когда начнется хороводъ, и не стать негоднымъ къ ангельской пляскѣ, и чтобы не выгнали тебя со свадьбы наружу за то, что нѣтъ на тебѣ ангельской одежды. Поистинѣ заперта будетъ за тобою дверь, и ты больше не войдешь внутрь; но будешь плясать въ адскомъ огнѣ вмѣстѣ съ адскими волками: тогда пройдетъ у тебя охота насмѣхаться, и раскаяніе будетъ грызть тебя.


о качествованіи ангела.

19. Теперь спросятъ: какое же у ангела качествованіе? Отвѣтъ: святая душа человѣка и духъ ангела имѣютъ единую сущность и существо, и нѣтъ никакого различія въ нихъ, кромѣ самого только качества ихъ тѣлеснаго правленія: это качество дѣйствуетъ на человѣка снаружи, чрезъ воздухъ, обладающій поврежденнымъ, земнымъ качествомъ; хотя онъ обладаетъ также и Божественнымъ, небеснымъ качествомъ, скрытымъ отъ тварей, но хорошо вѣдомымъ святой душѣ, по слову [64]царственнаго пророка Давида: Господь шествуетъ на крыльяхъ вѣтра (Пс. 103, 3). Въ ангелѣ же Божественное качество качествуетъ совсѣмъ свято, Божественно и чисто.

20. Но какой-нибудь простецъ, быть можетъ, спроситъ: что ты разумѣешь подъ качествованіемъ? или что это значитъ? Я разумѣю подъ нимъ силу, входящую снаружи въ тѣло ангела, и вновь выходящую изъ него, наподобіе того, какъ когда человѣкъ вбираетъ въ себя дыханіе, и вновь выпускаетъ его изъ себя; ибо въ томъ состоитъ жизнь тѣла, какъ и духа.

21. Качество наружное зажигаетъ духъ въ сердцѣ, въ первомъ родникѣ, отчего всѣ силы во всемъ тѣлѣ приходятъ въ движеніе: тогда это качество поднимается въ тѣлесномъ духѣ, онъ же природный духъ ангела или человѣка, въ голову, гдѣ онъ имѣетъ свой княжескій престолъ и правленіе, и гдѣ имѣетъ своихъ совѣтниковъ, съ которыми онъ сообразуется въ своихъ поступкахъ.

22. На первомъ мѣстѣ или первый совѣтникъ его — глаза; они заражаются всѣми вещами, на какія только взглянутъ, ибо они суть свѣтъ. Подобно какъ свѣтъ исходитъ изъ Сына Божія во всего Отца, во всѣ силы Его, и заражаютъ всѣ силы Отца; и въ свой чередъ всѣ силы Отца заражаютъ свѣтъ Сына Божія, отчего и происходитъ Духъ Святой;

23. Такъ дѣйствуютъ и глаза въ вещи, на которую они смотрятъ, и вещь въ свой чередъ дѣйствуетъ въ глазахъ, и совѣтникъ глазъ доставляетъ ее въ голову предъ княжескій престолъ, гдѣ она испытуется. Если она понравится духу, онъ доставляетъ ее сердцу, а сердце передаетъ ее силовымъ путямъ или проводящимъ жиламъ во всемъ тѣлѣ; тогда завладѣваютъ ею ротъ, руки и ноги.

24. Другой совѣтникъ суть уши; они также имѣютъ восхожденіе свое изъ всѣхъ силъ во всемъ тѣлѣ чрезъ посредство духа; ихъ родникъ — меркурій или звукъ, восходящій изъ всѣхъ силъ. Подобно какъ во всѣхъ силахъ Божіихъ восходитъ и звучитъ меркурій (въ которомъ небесный звукъ или радость; и звукъ исходитъ изъ всѣхъ силъ, и поднимается въ составѣ Духа въ Богѣ, когда одна сила побуждаетъ другую, и звучитъ или звенитъ: тогда исходитъ звукъ или звонъ, и восходитъ [65]снова во всѣ силы Отца, и всѣ силы Отца снова заражаются имъ; отчего онѣ всегда бываютъ чреваты звукомъ, и непрестанно рождаютъ его вновь во всякой силѣ);

25. Такъ и другой совѣтникъ въ головѣ, уши: они бываютъ отверсты, и звукъ исходитъ чрезъ нихъ во все, что звучитъ; гдѣ только меркурій звучитъ и восходитъ, туда вступаетъ также и меркурій духа, и заражается тою вещью, и приноситъ ее предъ княжескій престолъ въ головѣ, на испытаніе четырехъ прочихъ совѣтниковъ.

26. И если она нравится духу, онъ доставляетъ ее въ сердце, предъ матерь свою, и сердце или родникъ сердца передаетъ ее всякой силѣ во всемъ тѣлѣ; тогда завладѣваютъ ею ротъ и руки. Если же по испытаніи она не понравится всему княжескому совѣту въ головѣ, то онъ снова отпускаетъ ее отъ себя, и не доставляетъ своей матери, въ сердце.

27. Третій княжескій совѣтникъ есть носъ: родникъ восходитъ изъ тѣла въ духѣ въ носъ, гдѣ имѣетъ двое отверстыхъ вратъ. Подобно какъ изъ всѣхъ силъ Отца и Сына исходитъ пріятное и сладостное благоуханіе, и умѣряется всѣми силами Святого Духа, отчего изъ родника Святого Духа поднимается святой и драгоцѣнный запахъ, и движется во всѣхъ силахъ Отца, и зажигаетъ всѣ силы Отца, и онѣ вновь становятся чреваты сладостнымъ благоуханіемъ, и рождаютъ его въ Сынѣ и Духѣ Святомъ;

28. Такъ и въ ангелѣ и въ человѣкѣ восходитъ сила обонянія, изъ всѣхъ силъ тѣла, чрезъ посредство духа, и выходитъ наружу къ носу, и заражается всѣми запахами, и приноситъ запахъ чрезъ носъ третьему совѣтнику, въ голову, предъ княжескій престолъ. Тамъ онъ испытуется, хорошій ли то запахъ, пріемлемый ли для даннаго сложенія, или нѣтъ? Если онъ хорошъ, духъ приноситъ его своей матери, чтобы онъ пошелъ въ дѣло; если же нѣтъ, то онъ отвергается. И этотъ совѣтникъ обонянія, рождающійся изъ салиттера, онъ смѣшанъ также и съ меркуріемъ, и принадлежитъ къ небесному царству радости, и составляетъ въ Богѣ славный, сладостный и прекрасный родникъ.

29. Четвертый княжескій совѣтникъ есть вкусъ на языкѣ; [66]онъ также поднимается, чрезъ посредство духа, изъ всѣхъ силъ тѣла въ языкъ; ибо всѣ проводящія жилы цѣлаго тѣла идутъ въ языкъ, и языкъ есть острота или вкусъ всѣхъ силъ.

30. Подобно какъ Духъ Святой исходитъ отъ Отца и Сына, есть острота или испытаніе всѣхъ силъ, и возвращаетъ въ своемъ движеніи или въ своемъ восхожденіи все, что добро, вновь во всѣ силы Отца, отчего силы Отца становятся вновь чреваты, и непрестанно порождаютъ вкусъ; а что не добро, то Духъ Святой выплевываетъ, какъ отвращеніе, согласно написанному въ Откровеніи Іоанна (3, 16); такъ выплюнулъ Онъ и великаго князя Люцифера въ его гордыни и поврежденіи, (ибо не могъ болѣе вкушать его огненное, надменное и смрадное качество); такъ бываетъ и со всѣми надменными смрадными людьми.

31. О человѣкъ! да будетъ тебѣ это сказано: ибо духъ строго ревнуетъ въ этомъ видѣ; покинь высокомѣріе, или будетъ съ тобою, какъ съ діаволами, это не шутка; время весьма кратко, скоро ты отвѣдаешь его, адскаго огня.

32. Итакъ, подобно Духу Святому, испытующему все, испытуетъ и языкъ всякій вкусъ; и если онъ нравится духу, то духъ приноситъ его въ голову, предъ четырехъ прочихъ совѣтниковъ, предъ княжескій престолъ, и онъ здѣсь испытуется, полезенъ ли онъ также и качествамъ тѣла? И если онъ хорошъ, то доставляется въ матерь сердца, и она передаетъ его всѣмъ жиламъ или силамъ тѣла; тогда завладѣваютъ имъ ротъ и руки. Если же нехорошъ, то языкъ выплевываетъ его, прежде чѣмъ онъ достигнетъ на княжескій совѣтъ; когда же бываетъ такъ, что онъ угоденъ и пріятенъ языку, тѣлу же всему служитъ не на пользу, то, явившись на совѣтъ, онъ все же бываетъ отвергнутъ, и языкъ долженъ выплюнуть его и болѣе не прикасаться.

33. Пятый княжескій совѣтникъ есть осязаніе: пятый совѣтникъ также восходитъ изъ всѣхъ силъ тѣла въ духъ, въ голову. Ибо подобно какъ изъ Бога Отца и Сына всѣ силы исходятъ въ Святого Духа, и одна побуждаетъ другую, отчего возникаетъ звукъ или меркурій, такъ что всѣ силы звучатъ и движутся; иначе, если бы одна не побуждала другой, то ничто [67]бы и не приходило въ движеніе; и побужденіе дѣлаетъ Святого Духа подвижнымъ, такъ что Онъ восходитъ во всѣхъ силахъ и побуждаетъ всѣ силы Отца, и это даетъ начало въ нихъ небесному Царству радости или ликованію, а также звучанію, звону, рожденію, цвѣтенію и росту; все это имѣетъ восхожденіе свое отъ того, что одна сила побуждаетъ другую. Ибо Христосъ говоритъ въ Евангеліи: Я дѣлаю, и Отецъ мой дѣлаетъ также (Іоанн. 5, 17). Именно то побужденіе и дѣйствіе разумѣетъ Онъ, что всякая сила исходитъ отъ Него и порождаетъ Духа Святого, а въ Духѣ Святомъ всѣ силы уже въ движеніи отъ исхожденія Отца: потому движется Духъ Святой, и восходитъ отъ вѣчности и до вѣчности, и снова зажигаетъ всѣ силы Отца, и дѣлаетъ ихъ подвижными, такъ что онѣ непрестанно чреваты.

34. По такому же именно образу происходитъ это и въ ангелахъ и людяхъ: ибо всѣ силы въ тѣлѣ восходятъ, и побуждаютъ одна другую, иначе ни ангелъ ни человѣкъ ничего бы не чувствовалъ. Когда же одинъ какой-нибудь членъ бываетъ слишкомъ сильно подвигнутъ, то онъ взываетъ о помощи ко всему тѣлу, и все тѣло приходитъ въ возбужденіе, наподобіе велиікаго смятенія, или какъ если бы налицо былъ врагъ, и спѣшитъ на помощь этому члену, и избавляетъ его отъ страданія: какъ ты можешь видѣть это, когда сильно ушибешь себѣ палецъ, придавишь его или поранишь, или случится что бы то ни было съ какимъ-нибудь твоимъ членомъ: и вотъ духъ, который на этомъ мѣстѣ, немедленно бѣжитъ къ матери сердцу, и жалуется матери: и если боль сколько-нибудь значительна, то мать пробуждаетъ всѣ члены цѣлаго тѣла, и все должно спѣшить на помощь этому члену.

35. Теперь замѣть: такъ одна сила непрерывно побуждаетъ другую въ цѣломъ тѣлѣ, и всѣ силы восходятъ въ голову предъ княжескій совѣтъ, который испытуетъ побужденіе всѣхъ силъ. Если какой-нибудь членъ побуждается слишкомъ сильно, и причиняетъ вредъ тому или другому изъ княжескихъ совѣтниковъ, какъ-то: пожелаетъ чрезъ зрѣніе любить то, что ему не подобаетъ (какъ поступилъ господинъ Люциферъ: онъ увидалъ Сына Божія, и ему полюбился высокій свѣтъ, и онъ подвигся или [68]побудился слишкомъ сильно, въ желаніи стать равнымъ Ему или даже еще прекраснѣе и выше Его), то совѣтники удаляютъ прочь такое побужденіе.

36. Или если бы онъ захотѣлъ слишкомъ сильно побудиться и подвигнуться чрезъ слухъ, и охотно желалъ бы слышать ложныя рѣчи или вещи, и доставлять ихъ сердцу, то и таковое совѣтники удаляютъ прочь.

37. Или если бы онъ пожелалъ чрезъ обоняніе допустить въ себѣ похоть къ тому, что не его (какъ и поступилъ господинъ Люциферъ: онъ допустилъ въ себѣ похоть къ святому благоуханію Сына Божія, и возмнилъ, что въ своемъ возстаніи и воспламенѣніи будетъ благоухать еще гораздо сладостнѣе: какъ онъ затѣмъ обманулъ такимъ же образомъ и матерь Еву, сказавъ, что если она вкуситъ отъ запрещеннаго дерева, то станетъ умна и подобна Богу — Быт. 3, 5), то и такое побужденіе совѣтники также удаляютъ прочь.

38. Или если бы онъ пожелалъ чрезъ вкусъ допустить въ себѣ похоть и вкусить того, что не принадлежитъ ему, или не одного съ тѣломъ качества (какъ матерь Ева въ раю допустила въ себѣ похоть къ нечистымъ діавольскимъ яблокамъ, и вкусила отъ нихъ), то такое побужденіе въ похоти совѣтники также удаляютъ прочь.

39. Словомъ, для того ихъ пятеро въ княжескомъ совѣтѣ, чтобы одинъ могъ подавать совѣтъ другому; и каждый изъ нихъ особаго качества; и сложный духъ, рождающійся изъ всѣхъ силъ, онъ есть царь или князь ихъ, и возсѣдаетъ въ головѣ, въ мозгу человѣка; въ ангелѣ же возсѣдаетъ также въ головѣ, въ силѣ, которая вмѣсто мозга, на своемъ княжескомъ престолѣ, и выполняетъ то, что бываетъ постановлено всѣмъ княжескимъ совѣтомъ.